Возможность преобразования этих средств через некоторое время в доход страховщика обосновывает корректность определения "привлеченные средства", или "привлеченный капитал". Они временно могут быть использованы страховщиком, и только в качестве инвестиционного источника.
В состав привлеченного капитала страховщика входят элементы, которые с полной уверенностью можно назвать заемным капиталом: кредиторская задолженность (например, по оплате труда), и собственно заемный капитал - банковский кредит, занимающий в схеме чисто условное место. Страховые организации иногда прибегают к услугам банка в случае необходимости для выплаты заработной платы и т.п., но крайне редко, поэтому кредит - не столь значимый элемент привлеченного капитала.
Страховая организация может использовать на расходы только часть собираемой по договорам страхования премии, образованную за счет нагрузки. Основная же часть премии - рисковая премия (нетто) - предназначается строго на выплату страхового возмещения. Она обеспечивает исполнение основных договорных обязательств страховщика и используется только в случае необходимости при наступлении страхового события до тех пор, пока нетто-премия собирается и резервируется, образуя страховой фонд организации. По содержанию фонд представляет собой отложенные выплаты страховщика. Сформированный за счет привлеченных средств, он противостоит обязательствам по возмещению ущерба. Состав и структура элементов фонда определяются отраслевой направленностью страховой организации, т.е. зависят от того, какими видами страховой деятельности она занимается. Обобщенная структура финансового потенциала страховой организации представлена на рисунке ниже.
Рисунок 1 - Структура финансового потенциала страховой организации
Анализ ликвидности баланса сводится к проверке того, покрываются ли обязательства в пассиве баланса активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств. Достигнутое балансовое равенство позволит сделать выводы об абсолютной ликвидности баланса и о финансовой мощи страховщика.
Гарантией обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; собственные средства; перестрахование. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности [11, с.112].
Финансовая устойчивость страховой организации - это способность страховщика выполнять свои обязательства перед другими субъектами хозяйствования при любой неблагоприятной ситуации, как в настоящем, так и в будущем.
При проведении оценки финансовой устойчивости страховой организации следует исходить из того, что понятие "финансовая устойчивость" - комплексное, вбирающее в себя не только вопросы достаточности собственного капитала, обеспеченности страховыми резервами, а также вопросы платежеспособности, ликвидности и рентабельности.
Основной задачей анализа абсолютных показателей финансовой устойчивости является количественная оценка деятельности той или иной страховой организации. К числу этих показателей могут быть отнесены:
Еще по теме:
Спрос и предложение
Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. В аспекте этих соображений рассмотрим последовательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению. Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по опр ...
Проблемы страхования
Сельскохозяйственное страхование является высоко рисковым видом страхования, поскольку напрямую зависит от погодно-климатических условий. Прямая зависимость от климатических условий – характерная особенность сельскохозяйственного производства. Каждый год сельское хозяйство терпит убытки в результат ...
Конъюнктура рынка пластиковых карт в России
Российский рынок пластиковых банковских карт возник относительно недавно, но на волне «зарплатных проектов», он демонстрирует впечатляющие темпы роста. По оценкам Центробанка, на 01.07.2005 г. было выпушено 42,5 млн. пластиковых карт, что в 1,5 раза больше, чем в 2004 г. по оценкам экспертов, колич ...