Проблемы и перспективы развития страхового дела в Республике Беларусь

Финансы сегодня » Страховое дело и перспективы его развития в условиях рыночной экономики » Проблемы и перспективы развития страхового дела в Республике Беларусь

Страница 1

Страховой рынок Республики Беларусь характеризуется, следующими основными чертами.

С одной стороны:

1) наличием более 2-х десятков страховых организацией государственной и негосударственной формы собственности, большинство из которых, работают на рынке много лет и по праву завоевали доверие своих клиентов;

2) достаточно высокой степенью присутствия страховщиков через филиалы, представительства и сеть страховых агентов в регионах республики;

3) наличием нескольких брокерских компаний - профессиональных страховых консультантов, позволяющих своим клиентам заключать договора страхования на лучших условиях с последующим их сопровождением, включающем содействие в получении страховых выплат;

4) высоким уровнем профессиональной подготовки специалистов страховых организаций и страховых брокеров;

5) отсутствием "серых" страховых схем, достаточной открытостью и прозрачностью;

6) высокой подконтрольностью со стороны государства;

7) готовностью страховщиков к работе с большим объемом договоров и к предложению на рынке новых страховых продуктов и программ [18].

С другой стороны:

1) своеобразной государственной политикой в области страхования пока не рассматривающей страхование как наиболее эффективную систему защиты рыночной экономики от предполагаемых рисков, как фактор экономической стабильности и стимул расширения предпринимательской деятельности, как средство формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов;

2) неустойчивостью страхового законодательства, слабо направленного на стимулирование развития страхования, на актуализацию самой идеи страхования и формирование т. н. страховой культуры общества;

3) низкой страховой культурой населения, руководства предприятий, недооценивающих возможности страхования, как механизма передачи своих рисков и убытков третьему лицу (страховщику), привыкших не оценивать последствия наступления возможных событий и готовых покрывать возникающие убытки за счет иных "традиционных" источников ("собственный карман", прибыль предприятия, различные выплаты и пособия из госбюджета и т.п.);

4) пока еще существующим дисбалансом государственной политики в отношении участников разных форм собственности, недостаточным использованием рыночных принципов и подходов;

5) высокой долей обязательных видов страхования, объем сборов по которым, несмотря на некоторое снижение в последние годы, остается на уровне 50% от общей суммы страховых взносов;

6) и как следствие низким уровнем распространения страховых услуг: основные показатели, такие как доля страховых взносов в ВВП и размер взносов на одного человека, остаются низкими и не соответствующими нынешнему уровню экономического развития страны.

Основой страхового законодательства является, принятый в 2006 году Указ Президента №530 от 26.08.2006 года "О страховой деятельности" и введенное им Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь.

Рынок постоянно ожидает определенных изменений в страховом законодательстве, особенно в плане либерализации и равенства прав собственности. Основным мероприятием здесь должен стать допуск частных страховых компаний к некоторым видам обязательного страхования [18].

На 1 января 2011 г. на страховом рынке Республики Беларусь осуществляли деятельность 24 страховые организации, в том числе 4 - осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни. Контрольные пакеты акций 8 страховых организаций, осуществлявших деятельность в 2010 году, принадлежали государству, 2 страховые организации созданы со 100-процентным иностранным капиталом. Доля иностранного капитала в совокупном уставном фонде страховых организаций республики на 1 января 2011 г. составила 2,4 процента.

Страховые организации в 2010 году получили страховые взносы в общей сумме 1342 млрд рублей (0,82 процента к ВВП) и выплатили физическим и юридическим лицам страховое возмещение и страховое обеспечение на сумму 804,5 млрд рублей, что к уровню 2005 года составило в действующих ценах 280 и 399 процентов соответственно.

В структуре страховых взносов за 2010 год на долю добровольных видов страхования приходится 50 процентов (в 2005 году - 32,3 процента).

Развитие страхового рынка осуществляется в трех ключевых его сегментах - обязательном страховании, добровольном страховании ином, чем страхование жизни (далее - общее страхование), и добровольном страховании жизни. При этом развитие обязательного страхования зависит главным образом от проводимой государством политики [4].

В 2010 году объем поступлений страховых взносов по видам обязательного страхования достиг 673 млрд рублей, выплат - 440 млрд рублей, что к уровню 2005 года составило в действующих ценах 207 и 284 процента соответственно. Однако если в абсолютном выражении для объемных показателей сегмента обязательного страхования характерен постоянный рост, то в относительном выражении их динамика в последние годы существенно замедлилась (со 135 процентов в 2008 году до 113 процентов в 2010 году).

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Законодательная опора медицинского страхования
страхование медицинский обязательный Правовыми основами охраны здоровья в России прежде всего является основной закон государства – Конституция Российской Федерации. В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государс ...

Нормативно-правовая база ипотечного кредитования жилой недвижимости в России
Источник: Справочно-правовая система «Консультант плюс» Правовую основу ипотечного жилищного кредитования составляют федеральные (общероссийские) и местные нормативные правовые акты. Федеральную правовую базу ипотечного жилищного кредитования в настоящее время образуют: Ø Гражданский кодекс ...

Формирование направлений совершенствования рынка пластиковых карт на среднесрочный период
Для создания общих оптимальных условий развития рынка пластиковых карт в России необходимо предпринять следующие меры: - совершенствование законодательной базы в сфере денежно–кредитной политики; - усиление стимулов инвестиционной активности; - совершенствование налоговой системы; - снижение инфляц ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealbanks.ru