объем страховых премий - СП;
объем страховых выплат - СВ;
величина собственного капитала страховщика - СК;
величина страховых резервов - СР.
Анализ абсолютных показателей проводится в динамике по отчетным периодам деятельности страховщика. В то же время относительные показатели более точно отражают финансовую устойчивость страховой организации. К ним относятся показатели ликвидности, рентабельности, деловой активности и финансовой устойчивости.
1) Показатели, характеризующие ликвидность активов страховщика, определяются через различные финансовые коэффициенты, которые широко представлены в научной литературе. Ликвидность в общем виде характеризует способность предприятия быстро и с минимальным уровнем потерь преобразовывать свои ценности в денежные средства. Термин "ликвидность" может использоваться в приложении к определенному активу, балансу, к предприятию в целом. Под ликвидностью актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства в процессе текущей деятельности, а степень ликвидности есть функция времени, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. В таком понимании любые активы, которые можно обратить в деньги, являются ликвидными [14, с.24].
Наиболее наглядно оценить ликвидность активов страховщика позволяет коэффициент срочной ликвидности (Ксл), равный отношению суммы наличных денежных средств к сумме краткосрочных обязательств
Ксл = ДС/КО, (4)
где ДС - денежные средства и их эквиваленты;
КО - краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает, какую часть краткосрочных обязательств компания покрывает денежными средствами. Рекомендуемое значение Ксл > 0,3.
Коэффициент текущей ликвидности, который рассчитывается по формуле
Ктл = КА/КО, (5)
где КА - оборотные средства;
КО - краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент представляет собой характеристики обеспеченности страховой компании краткосрочными активами для покрытия краткосрочных обязательств. Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) отражает, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на каждый рубль его текущих (краткосрочных) обязательств. Рекомендуемое значение Ктл > 1,5 [14, с.25].
Коэффициент абсолютной ликвидности вычисляется как отношение высоколиквидных текущих (краткосрочных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам, краткосрочной задолженности) и рассчитывается по формуле
КАЛ = ВТА / КО, (6)
где ВТА - высоколиквидные текущие (краткосрочные) активы;
КО - краткосрочные обязательства.
2) При анализе финансово-хозяйственной деятельности в страховой организации используется показатель рентабельности страховой деятельности. В современных условиях рентабельность страховых операций можно определить через соотношение прибыли до налогообложения с объемом страховых премий.
Rдеят = (Прибыль до налогообложения/ Страховые премии) × 100% (7)
Полученные результаты по расчету рентабельности показывают, какой доход получил страховщик за отчетный период с одного рубля собственного капитала или страховых взносов.
Необходимо рассчитать рентабельность активов, которая показывает, сколько прибыли мы получаем на 1 рубль вложенных активов
Rактивов = (Прибыль до налогообложения/Активы) × 100% (8)
Еще по теме:
Понятие, экономическая сущность и классификация депозитов
Депозитная политика представляет собой комплекс мер, направленных на мобилизацию банками денежных средств юридических и физических лиц, а также госбюджета в форме вкладов (депозитов) с целью их последующего взаимовыгодного использования. Депозитная политика предполагает разработку научно обоснованн ...
Функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые можно условно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. [4] К общерыночным функциям относятся: - коммерческая функция, т.е. функция получения прибы ...
Конъюнктура рынка пластиковых карт в России
Российский рынок пластиковых банковских карт возник относительно недавно, но на волне «зарплатных проектов», он демонстрирует впечатляющие темпы роста. По оценкам Центробанка, на 01.07.2005 г. было выпушено 42,5 млн. пластиковых карт, что в 1,5 раза больше, чем в 2004 г. по оценкам экспертов, колич ...