· Индивидуальные факторы риска и защиты от риска (юридические, политически риски, недостаточность информации, защита от риска в виде залогов, поручительств, гарантий)
При выборе факторов, кроме их значимости и экономического смысла, следует учитывать, что по некоторым из них потребуется собрать достаточную для анализа историю. Кроме этого, не стоит выбирать слишком большое число показателей, так как, скорее всего, многие из них окажутся взаимозависимыми, что приведет к сложностям с определением их весов.
3) Осуществить накопление данных по оценке показателей. Для сбора данных необходимо выбрать не менее 50 клиентов, относящихся к рассматриваемой отраслево-целевой группе и собрать для них определенные ранее показатели за несколько последних лет. При этом данные можно получать из различных источников, в том числе и общедоступных. В частности, с серверов раскрытия информации (данные по отчетности), данные Федеральной службы Государственной Статистикии т.д. Удобным является использование относительных показателей (финансовых отношений). Кроме этого, финансовые показатели необходимо приводить к одинаковому временному горизонту (квартал, месяц год), а при расчете учитывать продолжительность производственных циклов.
4) Сформировать границы принятия решений. На основе собранных данных можно определить, какие значения каждого из показателей являются хорошими для рассматриваемой группы клиентов, а какие – плохими. В первую очередь, необходимо выделить критические значения для показателей. То есть, такие значения, появление которых у заемщика, свидетельствует о его неблагоприятном финансовом положении. Определение таких значений практически представляет собой систему стоп факторов, при наличии которых работа с клиентом не прекращается, однако, ему сразу назначается вмененный рейтинг или отграничение на рейтинговую группу. Оставшийся диапазон значений показателя разделяется на несколько групп, каждой из которых ставится в соответствие определенный балл. Границы выделяются таким образом, чтобы в образованные интервалы попадало примерно одинаковое количество компаний из собранной базы. При выделении границ каждой группы (табуляции) необходимо учитывать не только накопленные данные, но экономическую непротиворечивость. В примере на Таблице 1 представлены результаты табуляции для показателя «Отношение дефицита бюджета к доходам бюджета» для субъектов РФ.
Таблица 1.1 Отношение дефицита бюджета к его доходам
Интервал |
Балл |
Оценка |
Ниже -15% |
нет |
Ограничение на рейтинговую группу (не выше СС) |
От -15% до -5% |
0 |
Низкая |
От -5% до 0% |
25 |
Ниже среднего |
От 0% до 5% |
50 |
Средняя |
От 5% до 10% |
75 |
Выше среднего |
Более 10% |
100 |
Высокая |
Еще по теме:
Оценка развития потребительского кредитования в Республике Казахстан
Основная проблема, присущая потребительскому кредитованию, вытекает из его главного достоинства, а именно - малого размера потребительского кредита. Для получения кредитного портфеля, сравнимого с корпоративным, необходимо выдавать потребительских кредитов на несколько порядков больше чем корпорати ...
Анализ системы управления качеством банковских услуг
История развития сберегательного дела в России восходит к первой четверти прошлого века. Именно тогда вслед за ведущими европейскими странами она вступила на путь развития и накопления финансовой мощи. Но понадобилось и время, и немалые усилия государства для привлечения мастерового люда, мелкого ч ...
Создание эффективной системы взаимодействия с
клиентами
Для развития системы взаимодействия с клиентами актуальным является их сегментация, на основе которой могут разрабатываться индивидуальные схемы работы с той или иной группой. С целью разделения клиентской базы банка на группы, обладающие схожими характеристиками, и выработки дифференцированных под ...