Американские банки используют четыре группы основных финансовых показателей:
- показатели ликвидности фирмы;
- показатели оборачиваемости капитала;
- показатели привлечения средств;
- показатели прибыльности.
Оценка кредитоспособности клиентов Французскими коммерческими банками включает 3 блока:
- оценку предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
- оценку кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;
- использование данных картотеки Банка Франции для оценки кредитоспособности.
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
- характером деятельности предприятия и длительностью его функционирования;
- факторами производства.
Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей.
Методика коммерческих банков Франции представляет собой систему оценок, основанную на нескольких коэффициентах, которые в дальнейшем оцениваются в баллах. Сумма полученных баллов определяет рейтинг заемщика.
Картотека Банка Франции делится на 4 раздела. В первом разделе предприятия делятся на 10 групп в зависимости от размера актива баланса, во втором разделе – на 7 групп в зависимости от кредитной котировки, величина которой обозначает выраженное к предприятию доверие. В третьем разделе предприятия делятся на 3 группы по платежеспособности. Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены, и предприятия, векселя и ценные бумаги которых не могут быть переучтены в Банке Франции. [16]
Далее рассмотрим методику оценки кредитоспособности предприятий, используемую российскими банками.
В основе большинства подходов к оценке кредитоспособности находится анализ финансового положения предприятия по бухгалтерскому балансу. Данные баланса, коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности и другие, рассчитанные на основе баланса, показатели являются моментными данными и характеризуют положение заемщика на дату составления отчетности. Для прогноза этих показателей на перспективу используются данные балансов за ряд предшествующих лет.
К числу таких методик относится рейтинговая методика оценки кредитоспособности, разработанная Б. И. Майданчиком, В. В. Дроздовой, В. П. Ивановой, Е. А. Игнатовой и Л. Я. Прокофьевой.
Основные положения методики сводятся к следующему:
1) сбор и аналитическая обработка информации за анализируемый период времени. Для оценки финансового состояния необходимо располагать информацией о реальней величине активов и источников средств, отраженных в балансе.
В результате перегруппировки отдельных статей баланса составляется аналитический баланс, в котором статьи актива расположены по степени нарастания ликвидности, т.е. быстроты их превращения в денежную форму, а статьи пассива – в порядке уменьшения их закрепления на предприятии.
Схема аналитического баланса приведена в таблице 1.2
Таблица 1.2 – Схема аналитического баланса
Актив |
Пассив |
Долгосрочные вложения: - основные средства по остаточной стоимости; - нематериальные активы по остаточной стоим.; - капитальные вложения, включая оборудование; - долгосрочные финансовые вложения; - другие долгосрочные инвестиции. |
Собственные источники средств: - уставный фонд; - финансирование капитальных вложений; - специальные фонды и целевое финанс.; - амортизационный фонд; - другие собственные источники. |
Итого по группе I |
Итого по группе I |
Оборотные активы: - запасы и затраты; - дебиторская задолженность. |
Заемные источники средств: - ссуды; - кредиторская задолженность. |
Итого по группе II |
Итого по группе II |
Баланс |
Баланс |
Предполагается, что такая форма баланса более удобна для расчета относительных показателей, используемых при рейтинговой оценке финансового состояния предприятия.
Еще по теме:
Пути совершенствования управления
кредитным портфелем в банках РФ
Кредитным организациям в целях построения эффективной системы управления качеством кредитного портфеля необходимо обеспечить проведение комплекса мероприятий, в частности: формирование кредитного портфеля в соответствии с выбранной стратегией кредитования, периодически корректируемой на рыночную си ...
Общая характеристика биржевых рынков
В зависимости от роли в торговле тем или иным товаром можно выделить биржи международного значения, региональные и национальные биржи. Международные биржи обслуживают конкретные мировые товарные и фондовые рынки. В работе таких бирж могут участвовать представители деловых кругов разных стран. Меж ...
Анализ объема, структуры и динамики развития рынка пластиковых карт
Самарской области
В Самарской области рынок банковских платежных карт функционирует более 10 лет. Со времени появления первых банковских продуктов с использованием платежных карт состав участников рынка постоянно изменялся под влиянием объективных экономических условий и в прямой зависимости от финансового положения ...