Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, т. е. рисков для банка, которые описаны в первом параграфе, и оценить каждый из факторов непросто. Большая часть анализируемых на практике показателей кредитоспособности основана на данных за прошедший период или на какую-то отчетную дату, а так же все они подвержены влиянию инфляции. Сложность представляют выявление и количественная оценка некоторых факторов, таких, как моральный облик и репутация заемщика.
Кредитоспособность мелких предприятий может оцениваться таким же образом, как и способность к погашению долга у крупных и средних заемщиков – на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового риска. [12]
Однако использование банком финансовых коэффициентов и метода анализа денежного потока затруднено из-за состояния учета и отчетности у этих клиентов банка. У зарубежных и российских предприятий малого бизнеса, как правило, нет лицензированного бухгалтера и подтвержденной отчетности, исходя из этого оценка кредитоспособности клиента основывается не на его финансовой отчетности, а на личном знании работником банка бизнеса данного клиента.
Таким образом, по мнению О. И. Лаврушина, «система оценки банком кредитоспособности мелких заемщиков складывается из следующих элементов:
- оценка делового риска;
- наблюдение за работой клиента;
- личные собеседования банкира с владельцем предприятия;
- оценка личного финансового положения владельца». [13]
Система кредитования юридических лиц базируется на трех «китах»: субъектах кредита, обеспечении кредита и объектах кредитования. Можно сколько угодно маневрировать организационными основами, технологией кредитных операций, однако во всякой системе эти три базовых элемента сохраняют свое основополагающее значение, практически определяют «лицо» кредитной операции, ее эффективность.[14]
Множество определений кредитоспособности заемщика и сложность самой ее оценки обусловливают применение множества подходов к решению данной проблемы.
Согласно [5], анализ кредитоспособности ссудозаемщика включает целый ряд методов:
- метод сбора информации о клиенте;
- на основе финансовых коэффициентов;
- на основе денежного потока;
- на основе показателей делового риска;
- метод рейтинговой (бальной) оценки;
- метод оценки кредитного риска;
- наблюдение за работой клиента.
Рассмотрим несколько различных методик оценки кредитоспособности ссудозаемщика, в том числе и зарубежных.
Банки развитых капиталистических стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и на оборотных показателях отчетности клиентов. [15]
Часть банков США используют «правила шести Си», названные так, потому, что критерии отбора заемщика начинаются с буквы «С»:
- характер (Chаrаcter) – кредитная история клиента, опыт других кредиторов, связанных с данным клиентом, цель кредита, опыт клиента в составлении прогнозов, кредитный рейтинг, наличие лиц, ставящих вторую подпись или гарантов по испрашиваемому кредиту;
- способность (Cараcity) – подлинность клиента и гарантов, копия устава, решений и других документов о юридическом статусе заемщика, описание историй юридического статуса владельца; осуществляемые операции, продукция, основные клиенты и поставщики заемщика;
- денежные средства (Cаsh) – прибыль, дивиденды и объемы продаж в прошлом, достаточность планируемого потока наличности и наличие ликвидных резервов, сроки погашения дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость товарно-материальных запасов, структура капитала и т.д.;
- обеспечение (Collаterаl) – право собственности на активы, их срок службы, вероятность морального старения активов, их остаточная стоимость, степень специализации по активам, страхования клиента и т.д.;
- условия (Conditions) – положение клиента в отрасли и ожидаемая доля на рынке, сопоставление результатов деятельности клиента с результатами деятельности других фирм данной отрасли, конкурентоспособность продукции, и т.д.;
- контроль (Control) – соответствующие законы в банковской деятельности и правила относительно характера и качества кредитов, соответствующая документация для контролеров, подписанные документы о признании долга и правильно составленные документы на получение кредита и т.д.
Еще по теме:
Особенности управления кредитным риском
Предоставление кредитов – основная функция банков, осуществляемая для финансирования бизнеса, физических лиц и государственных органов. Уровень и качество кредитной деятельности банков – решающий фактор макроэкономики и ее эффективности, так и кредиты – существенный источник финансирования основног ...
Виды вкладов акционерного коммерческого Сберегательного банка
Анализируя вклады (депозиты) Сбербанка России на 2006 год (приложение А) можно отметить следующее · процентная ставка Сбербанка по многим вкладам (депозитам) установлена выше запланированной Правительством инфляции на 2006 год, и это радует. Так, при планируемом уровне инфляции на 2006 год в 8 %, к ...
Анализ объема, структуры и динамики развития рынка пластиковых карт
Самарской области
В Самарской области рынок банковских платежных карт функционирует более 10 лет. Со времени появления первых банковских продуктов с использованием платежных карт состав участников рынка постоянно изменялся под влиянием объективных экономических условий и в прямой зависимости от финансового положения ...