Существующие критерии и подходы оценки кредитоспособности предприятий

Финансы сегодня » Методы оценки кредитоспособности ссудозаемщика коммерческого банка » Существующие критерии и подходы оценки кредитоспособности предприятий

Страница 1

Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, т. е. рисков для банка, которые описаны в первом параграфе, и оценить каждый из факторов непросто. Большая часть анализируемых на практике показателей кредитоспособности основана на данных за прошедший период или на какую-то отчетную дату, а так же все они подвержены влиянию инфляции. Сложность представляют выявление и количественная оценка некоторых факторов, таких, как моральный облик и репутация заемщика.

Кредитоспособность мелких предприятий может оцениваться таким же образом, как и способность к погашению долга у крупных и средних заемщиков – на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового риска. [12]

Однако использование банком финансовых коэффициентов и метода анализа денежного потока затруднено из-за состояния учета и отчетности у этих клиентов банка. У зарубежных и российских предприятий малого бизнеса, как правило, нет лицензированного бухгалтера и подтвержденной отчетности, исходя из этого оценка кредитоспособности клиента основывается не на его финансовой отчетности, а на личном знании работником банка бизнеса данного клиента.

Таким образом, по мнению О. И. Лаврушина, «система оценки банком кредитоспособности мелких заемщиков складывается из следующих элементов:

- оценка делового риска;

- наблюдение за работой клиента;

- личные собеседования банкира с владельцем предприятия;

- оценка личного финансового положения владельца». [13]

Система кредитования юридических лиц базируется на трех «китах»: субъектах кредита, обеспечении кредита и объектах кредитования. Можно сколько угодно маневрировать организационными основами, технологией кредитных операций, однако во всякой системе эти три базовых элемента сохраняют свое основополагающее значение, практически определяют «лицо» кредитной операции, ее эффективность.[14]

Множество определений кредитоспособности заемщика и сложность самой ее оценки обусловливают применение множества подходов к решению данной проблемы.

Согласно [5], анализ кредитоспособности ссудозаемщика включает целый ряд методов:

- метод сбора информации о клиенте;

- на основе финансовых коэффициентов;

- на основе денежного потока;

- на основе показателей делового риска;

- метод рейтинговой (бальной) оценки;

- метод оценки кредитного риска;

- наблюдение за работой клиента.

Рассмотрим несколько различных методик оценки кредитоспособности ссудозаемщика, в том числе и зарубежных.

Банки развитых капиталистических стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и на оборотных показателях отчетности клиентов. [15]

Часть банков США используют «правила шести Си», названные так, потому, что критерии отбора заемщика начинаются с буквы «С»:

- характер (Chаrаcter) – кредитная история клиента, опыт других кредиторов, связанных с данным клиентом, цель кредита, опыт клиента в составлении прогнозов, кредитный рейтинг, наличие лиц, ставящих вторую подпись или гарантов по испрашиваемому кредиту;

- способность (Cараcity) – подлинность клиента и гарантов, копия устава, решений и других документов о юридическом статусе заемщика, описание историй юридического статуса владельца; осуществляемые операции, продукция, основные клиенты и поставщики заемщика;

- денежные средства (Cаsh) – прибыль, дивиденды и объемы продаж в прошлом, достаточность планируемого потока наличности и наличие ликвидных резервов, сроки погашения дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость товарно-материальных запасов, структура капитала и т.д.;

- обеспечение (Collаterаl) – право собственности на активы, их срок службы, вероятность морального старения активов, их остаточная стоимость, степень специализации по активам, страхования клиента и т.д.;

- условия (Conditions) – положение клиента в отрасли и ожидаемая доля на рынке, сопоставление результатов деятельности клиента с результатами деятельности других фирм данной отрасли, конкурентоспособность продукции, и т.д.;

- контроль (Control) – соответствующие законы в банковской деятельности и правила относительно характера и качества кредитов, соответствующая документация для контролеров, подписанные документы о признании долга и правильно составленные документы на получение кредита и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Субъекты рынка ценных бумаг
Субъекты (участники) рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, т.е. вступают между собой в экономические отношения по поводу ценных бумаг. Существуют следующие основные группы участников рынка цен ...

Виды лизинга
Существует два основных вида лизинговых операций: лизинг с полной окупаемостью и лизинг с неполной окупаемостью арендуемой техники. *Лизинг с неполной окупаемостью обычно называется оперативным; в этом случае затраты лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием лизингового оборудования не ...

Способы управления процентным риском
Одним из способов управления процентным риском являются разработка и осуществление мер, при помощи которых могут быть нейтрализованы или компенсированы вероятные потери. Эти меры могут иметь административную и рыночную формы. Административная форма предполагает создание резервов на случай потерь от ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealbanks.ru