Рассматривая различный спектр услуг предоставляемых российскими банками необходимо отметить, что обслуживание физических лиц является одним из основных направлений деятельности банка. В условиях жесткой рыночной конкуренции коммерческим банкам необходимо, опираясь на традиционные методы обслуживания, разрабатывать перспективные направления в данной области. Далее рассмотрим более подробно такие направления обслуживания клиентов коммерческими банками как:
- депозитные операции;
- банковское кредитование;
- расчетно-кассовое обслуживание;
- трастовые услуги;
- трансграничные операции;
- организация платежного оборота пластиковых карт;
- хранение ценностей.
1) Депозитные операции банков— это операции банков по привлечению денежных средств физических лиц во вклады на определенный срок либо до востребования [5, с. 21].
Вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором [38, с. 36].
Основные нормативные акты, регулирующие депозитные операции:
– Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1, в ред. от 27.12.2009;
– Гражданский кодекс РФ: ст. 834 – 844 (глава 44), ст. 845 – 860 (глава 45);
– Положение ЦБ РФ № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98.
По форме изъятия депозиты принято подразделять на 3 группы:
* срочные депозиты;
* депозиты до востребования;
* сберегательные вклады населения.
Данную классификацию депозитов более подробно можно представить схематично на рисунке 2.
![]()  |  |||
![]()  |  |||
|  
 ЛОРО  |   
 До 3 месяцев  |   
 Срочные  |  
|  
 3 – 6 месяцев  |   
 Срочные с дополнительными взносами  |  |
|  
 Контокоррент  |   
 6- 9 месяцев  |   
 Условные  |  
|  
 Овердрафт  |   
 На предъявителя  |  |
|  
 НОСТРО  |   
 9 – 12 месяцев  |   
 До востребования  |  
|  
 Свыше 12 месяцев  |   
 На текущем счете  |  
Рис. 2. Классификация депозитов коммерческого банка по форме изъятия
Депозиты до востребования представляют собой средства, которые могут быть востребованы в любой момент без предварительного уведомления банка со стороны клиента [11, с. 52]. К ним относятся средства на текущих, расчетных, бюджетных и прочих счетах, связанных с совершением расчетов или целевым использованием средств.
Вклады до востребования в своей основе нестабильны, что ограничивает сферу их использования коммерческими банками. По этой причине владельцам счетов выплачивается низкий процент или он вообще не выплачивается. В условиях возросшей конкуренции по привлечению вкладов коммерческие банки стремятся привлечь клиентов и стимулировать прирост вкладов до востребования путем предоставления дополнительных услуг владельцам счетов, а также повышая качество их обслуживания.
С помощью вкладов до востребования решается задача получения прибыли банком, так как они самый дешевый ресурс, а затраты по обслуживанию расчетных и текущих счетов клиентов минимальны [11, с. 55]. У большинства коммерческих банков депозиты до востребования занимают наибольший удельный вес в структуре привлеченных средств. Однако оптимальным считается удельный вес этих средств в ресурсах банка до 30-36 % [13, с. 16]. В России же доля этих средств гораздо выше. Увеличение доли депозитов до востребования в финансовых ресурсах банка уменьшают его процентные расходы и позволяют получить более высокую прибыль от использования этих средств в банковских активах. Но вместе с тем расчетные счета – это самый непредсказуемый элемент пассивов. Поэтому высокая их доля в заемном капитале очень сильно ослабляет ликвидность банка. В связи с этим важной задачей управления является определение оптимальной структуры депозитной базы банка.
Еще по теме:
Основные направления реформирования ОМС
	 За десять лет осуществления обязательного медицинского страхования граждан в деятельности системы обязательного медицинского страхования выявилось достаточно проблем правового и экономического характера, которые требуют разрешения на уровне федерального закона. При этом за время существования систе ...
	
Проблемы диверсифицированности кредитных портфелей
коммерческих банков РФ
	 Вопросы структурного анализа кредитного портфеля и проведение его диверсификации являются актуальными для банковской системы России. По мнению иностранных аналитиков, уязвимость российской банковской системы возрастает также по причине высокой концентрации кредитных рисков. Это связано не только с  ...
	
Членство и управление на бирже
	 Членами биржи являются: юридические лица, а также физические лица. Членство на бирже дает право торговать в ее зале. Члены биржи могут голосовать на собраниях и на различных биржевых выборах и участвовать в работе комитетов. Помимо этого, члены биржи проходят программы обучения и переподготовки, по ...