Торговля ценными бумагами является частью банковских операций, но далеко не главной. Именно потому, что торговля ценными бумагами довольно специфична и отлична от собственного банковского дела, она позволила бирже выделиться в качестве самостоятельного элемента рынка со специальным аппаратом и задачами.
6. Банк как посредническое предприятие
Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе. Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным.
Консолидирующим звеном здесь выступает банк - посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любой вкус - срок, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов - кредитора и заемщика .
Банк, выступая, как кредитор, как заемщик, как посредник между ними, тем не менее, с позиции своей сущности не является ни тем, ни другим, ни третьим. Банк как кредитор, банк как заемщик, банк как посредник - это лишь фрагмент его деятельности и в этом смысле лишь частица его сущности, которая не исчерпывает специфики его положения и деятельности в обществе. Любое предприятие, любое частное лицо может выступать в качестве заимодавца, ссудополучателя, осуществлять посреднические операции в сфере налично-денежных и безналичных платежей, но от этого они не превращаются в банки.
Банк - это и кредитор, и заемщик, и посредник между ними, и посредник в денежных расчетах; тем не менее, и в этих своих качествах он в полной мере раскрывает свою суть. Банк - это особое явление в хозяйственной жизни.
Еще по теме:
Маркетинговые основы
разработки страхового продукта
С точки зрения маркетинга страховой продукт характеризуется следующими качествами [22, с. 54-56]: - неосязаемость; - неотделимость; - непостоянство качества; - недолговечность. Неосязаемость для любого страхового продукта означает, что клиент страховщика не может ни увидеть, ни попробовать на вкус, ...
Банковские риски и их классификация
Контроль над рисками занимает исключительно важное место в банковском деле. Любое управленческое решение в банковской деятельности является рисковым, труднопредсказуемым и определяемым, так как финансовая сфера очень чувствительна не только к различным социально-экономическим факторам, но и к полит ...
Правовые основы биржевой деятельности в России
В 1990—1991 гг. законодательные основы для создания и развития товарных бирж еще не были созданы. Многие биржи строили свою деятельность, руководствуясь общими положениями о предпринимательстве, что нередко создавало беспорядок как на конкретных биржах, так и в целом на товарном рынке. Отсутствов ...