В основе системы управления страховыми продуктами должно лежать четкое понимание сущности предлагаемого продукта. Несмотря на значительное число публикаций по страховому делу в Российской Федерации так и не были выработаны общепринятые представления о сущности «страховой услуги» или «страхового продукта». Отчасти это можно объяснить неудовлетворительной работой Комитета по маркетингу Всероссийского союза страховщиков (ВСС), который был создан в 2003 году, когда ВСС предпринял неудачную попытку расширить сферу деятельности Комитета ВСС по информационным технологиям за счет включения в его компетенцию вопросов маркетинга страхового рынка, переименовав его в Комитет ВСС по информационным технологиям и маркетингу, однако уже в 2005 году он перестал заниматься вопросами маркетинга и был снова переименован в Комитет ВСС по информационным технологиям.
Страховой продукт можно рассматривать и анализировать с нескольких точек зрения: например, с точки зрения страхового права «страховой продукт» – это договор страхования, включающий в себя страховой сертификат и правила страхования, а с точки зрения маркетинга «страховой продукт» – это все, что может быть предложено рынку для удовлетворения нужды (want) или потребности (need).
По мнению В.Б. Гомелли и Д.С. Туленты, «…наиболее точно описывающим современный продукт и услугу страхования является понятие “страховой товар”« [10, с. 7].
Согласно мнению А. Зубца «страховой продукт – это набор основных и вспомогательных услуг, предоставляемых страхователю при заключении договора страхования» [35, с. 17].
Таким образом, можно сделать вывод, что страховой продукт – это комплексное решение страховщика, целью которого является наиболее полное удовлетворение потребностей конкретного страхователя за счет предоставления ему страховой защиты мирового уровня, обеспеченное юридическим сопровождением, сервисным обслуживанием, объединенными брендом страховщика [29, с. 16].
Потребность в разработке нового страхового продукта может быть обусловлена различными причинами или их кумуляцией [70, с. 31-32].
1. Изменение законодательной базы.
2. Внедрение новых научных разработок и технологий:
- появление и развитие глобальной информационной системы (Интернета) привело к созданию целой гаммы страховых продуктов, связанных со страхованием так называемых «информационных рисков» – атак хакеров, компьютерных преступлений, «киберответственности» и пр.
3. Изменения в политических процессах.
4. Возникновение новых потребностей у страхователей:
- появление в свободной продаже снегоходов, гидромотоциклов, яхт, вертолетов привело к появлению соответствующих предложений и со стороны страховщиков;
- развитие частного строительства, озеленения и благоустройства приусадебного хозяйства вызвало необходимость в страховой защите (страхование ландшафтного дизайна).
5. Другие причины, влияющие на возникновение потребности в новом продукте.
Страховой продукт становится страховым товаром (или услугой) при соблюдении двух условий.
1. Страховой продукт должен обладать полезностью для потребителя (то есть потребительской стоимостью: страхователь должен нуждаться в страховой защите, причем в страховании потребительская стоимость проявляется двояко: обеспечение уверенности в сохранности собственности и/или компенсацией убытков, возникших в результате реализации риска).
2. Страховой продукт должен обладать меновой стоимостью (то есть, способностью обмениваться на деньги: страхователь должен уплатить страховую премию).
Следовательно, страховому товару можно дать определение – «созданная трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар».
Проанализировав классификацию товаров, можно предположить, что страховой товар и страховая услуга понятия идентичные, поскольку страховая услуга является страховым товаром, а страховой товар находит свое воплощение в конкретной страховой услуге.
Р.М. Хайкин и В.В. Перемолотов правомерно отмечают следующий факт: «что под продуктом страховщики понимают чаще всего тот комплект документации, который залицензирован, плюс рекламные буклеты для данного вида страхования. Другими словами – бумага. А само страхование понимается как само собою разумеющееся желание страхователя заплатить за возможное спокойствие [52, с. 12-13].
Согласно мнению А. Зубца, «страховой продукт – это набор основных и вспомогательных услуг, предоставляемых страхователю при заключении договора страхования». Однако, данное определение является не совсем точным, поскольку к страховому продукту относятся и другие услуги, которые непосредственно не предоставляются при заключении договора страхования, а предоставляются в течение всего срока действия договора страхования (например, служба эвакуатора при страховании транспортных средств, либо выдача ссуды при долгосрочном страховании жизни и др.). Также следует иметь в виду, что услуги страховая компания может предоставлять не только страхователю, но и застрахованному и выгодоприобретателю, а при определенных видах страхования (например, страхования гражданской ответственности) даже потерпевшему.
Еще по теме:
Достаточность собственного капитала Калининградского филиала ОАО «Банк ВТБ»
В соответствии с инструкцией Центрального банка России от 20.03.2007г. №110–И «О порядке регулирования деятельности банков» каждый банк обязан соответствовать нормам обязательных нормативов. Любой коммерческий банк, который ориентируется на определенный круг клиентов и объем предоставляемых им услу ...
Зарубежный опыт развития страхового дела
Международный исторический опыт государственного регулирования страхового рынка. Мировая практика выработала два принципиальных подхода к государственному регулированию страхового рынка. Каждый из подходов реализуется в рамках определенной системы права - "континентальной" и "англо-а ...
Хранение денег и других ценностей
Наличные деньги операционной кассы и другие ценности хранятся в хранилищах ценностей. Вход в хранилище ценностей оборудуется бронированной дверью специальной конструкции, оборудованной не менее чем на два ключа. Ключи от хранилища находятся у должностных лиц, на которых по распорядительному докумен ...