Складывающаяся в республике практика осуществления рыночных преобразований не избежала влияния негативных процессов, характерных для переходного этапа развития национальной экономики. Переход к рынку, а, следовательно, в перспективе к развитому в экономическом плане обществу приведёт к тому, что основной доходной статьей банковского бизнеса будет являться прибыль, получаемая в результате проведения банками кредитных операций. В этом плане анализ кредитного портфеля коммерческого банка становится особенно актуальным.
Таким образом, проблема формирования и управления кредитным портфелем имеет важное значение. В процессе анализа структуры активов банка необходимо обратить внимание на динамику, учитывая и анализируя влияние различных, как внешних, так и внутренних факторов. Условием устойчивости для банка является соответствие активов и пассивов по срокам и суммам, соблюдение разумного сочетания доходности и риска по кредитам. В связи с этим важно соблюдать оптимальное соотношение собственных и заемных ресурсов банка, качественно производить оценку кредитоспособности заемщиков, осуществлять постоянный контроль за обеспечением и не допускать увеличения совокупного кредитного риска. Управление кредитным портфелем не должно быть статичным, простой констатацией его состояния, а должно динамично реагировать на изменение ситуации и принимать адекватные меры по обеспечению стабильности в деятельности.
Исходя из вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что управление кредитным портфелем должно начинаться задолго до его формирования с определения кредитной политики, учитывающей конъюнктуру рынка и возможности банка. Именно так, а не иначе можно добиться оптимизации кредитного портфеля.
В целом качество кредитного портфеля филиала №1 ОАО "Банк Альфа" является удовлетворительным. Несмотря на то, что рассчитанные коэффициенты не превышают критических значений, банку необходимо принять меры по повышению качества кредитного портфеля.
При оценке качества и структуры кредитного портфеля коммерческого банка была выявлена основная причина ухудшения качества кредитного портфеля - увеличение абсолютной и относительной величины проблемной задолженности и, как следствие, снижение доходности по причине необходимости увеличения размера создаваемого резерва. Причиной данного ухудшения стали следующие недостатки организации процесса формирования кредитного портфеля и системы управления им:
На стадии предварительного анализа - отсутствие дифференциации в подходе при краткосрочном и долгосрочном кредитовании; применяемая банком методика, разработанная на основе рекомендаций Национального банка и Министерства финансов Республики Беларусь по определению уровня кредитоспособности, не в полной мере отражает отраслевые особенности предприятия-кредитополучателя в целом и технологического процесса в частности.
На стадии кредитного мониторинга - отсутствие автоматизации процесса отслеживания текущих кредитных рейтингов, системы накопления информации, доступной для всех заинтересованных служб банка.
Поэтому для банка с точки зрения улучшения качества кредитного портфеля основными рекомендациями являются:
Отслеживание потенциально несостоятельных кредитополучателей на стадии предварительного анализа - пересмотреть применяемую методику анализа и дополнить её системой коэффициентов, отражающих отраслевые и технологические особенности кредитополучателя.
Разработка своей системы коэффициентов и дифференциация их значений в зависимости от видов кредитования (долгосрочное и краткосрочное), от видов кредитных операций (классическое кредитование, лизинг, факторинг и т.д.), от объекта кредитования (оборотный и основной капитал), от типа контрагента (юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица), от размера кредитополучателя (необходимо применение различных методов для крупных, средних и мелких предприятий).
Увеличение периодичности проводимых мероприятий кредитного мониторинга - пересматривать кредитные рейтинги не один, а, например, два раза за определённый период времени (год, полгода, квартал и т.д.). Помимо этого решением проблемы оперативного контроля финансового состояния клиентов может и должна стать автоматизация процесса определения кредитных рейтингов, а также организация системы накопления статистической информации, характеризующей кредитную историю клиентов банка.
Еще по теме:
Система
расчета и взаимосвязь показателей рентабельности банка
Рентабельность (прибыльность) коммерческого банка является одним из основных стоимостных показателей эффективности банковской деятельности. Рентабельность представляет собой относительное измерение прибыли банка. Если прибыль рассчитывается как разность между доходами и расходами банка, то рентабел ...
Экономическая категория страхования, его необходимость,
функции и роль в современном обществе
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Страхование возникло и развивалось вследств ...
Способы оценки процентного риска
Для того чтобы аналитическим путем получить количественную оценку риска, необходимо предварительно определить качественно и количественно следующие факторы процентного риска:1. Период прогнозирования задается, начиная с текущего момента до заданного момента времени в будущем, измеряется единицами в ...