Складывающаяся в республике практика осуществления рыночных преобразований не избежала влияния негативных процессов, характерных для переходного этапа развития национальной экономики. Переход к рынку, а, следовательно, в перспективе к развитому в экономическом плане обществу приведёт к тому, что основной доходной статьей банковского бизнеса будет являться прибыль, получаемая в результате проведения банками кредитных операций. В этом плане анализ кредитного портфеля коммерческого банка становится особенно актуальным.
Таким образом, проблема формирования и управления кредитным портфелем имеет важное значение. В процессе анализа структуры активов банка необходимо обратить внимание на динамику, учитывая и анализируя влияние различных, как внешних, так и внутренних факторов. Условием устойчивости для банка является соответствие активов и пассивов по срокам и суммам, соблюдение разумного сочетания доходности и риска по кредитам. В связи с этим важно соблюдать оптимальное соотношение собственных и заемных ресурсов банка, качественно производить оценку кредитоспособности заемщиков, осуществлять постоянный контроль за обеспечением и не допускать увеличения совокупного кредитного риска. Управление кредитным портфелем не должно быть статичным, простой констатацией его состояния, а должно динамично реагировать на изменение ситуации и принимать адекватные меры по обеспечению стабильности в деятельности.
Исходя из вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что управление кредитным портфелем должно начинаться задолго до его формирования с определения кредитной политики, учитывающей конъюнктуру рынка и возможности банка. Именно так, а не иначе можно добиться оптимизации кредитного портфеля.
В целом качество кредитного портфеля филиала №1 ОАО "Банк Альфа" является удовлетворительным. Несмотря на то, что рассчитанные коэффициенты не превышают критических значений, банку необходимо принять меры по повышению качества кредитного портфеля.
При оценке качества и структуры кредитного портфеля коммерческого банка была выявлена основная причина ухудшения качества кредитного портфеля - увеличение абсолютной и относительной величины проблемной задолженности и, как следствие, снижение доходности по причине необходимости увеличения размера создаваемого резерва. Причиной данного ухудшения стали следующие недостатки организации процесса формирования кредитного портфеля и системы управления им:
На стадии предварительного анализа - отсутствие дифференциации в подходе при краткосрочном и долгосрочном кредитовании; применяемая банком методика, разработанная на основе рекомендаций Национального банка и Министерства финансов Республики Беларусь по определению уровня кредитоспособности, не в полной мере отражает отраслевые особенности предприятия-кредитополучателя в целом и технологического процесса в частности.
На стадии кредитного мониторинга - отсутствие автоматизации процесса отслеживания текущих кредитных рейтингов, системы накопления информации, доступной для всех заинтересованных служб банка.
Поэтому для банка с точки зрения улучшения качества кредитного портфеля основными рекомендациями являются:
Отслеживание потенциально несостоятельных кредитополучателей на стадии предварительного анализа - пересмотреть применяемую методику анализа и дополнить её системой коэффициентов, отражающих отраслевые и технологические особенности кредитополучателя.
Разработка своей системы коэффициентов и дифференциация их значений в зависимости от видов кредитования (долгосрочное и краткосрочное), от видов кредитных операций (классическое кредитование, лизинг, факторинг и т.д.), от объекта кредитования (оборотный и основной капитал), от типа контрагента (юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица), от размера кредитополучателя (необходимо применение различных методов для крупных, средних и мелких предприятий).
Увеличение периодичности проводимых мероприятий кредитного мониторинга - пересматривать кредитные рейтинги не один, а, например, два раза за определённый период времени (год, полгода, квартал и т.д.). Помимо этого решением проблемы оперативного контроля финансового состояния клиентов может и должна стать автоматизация процесса определения кредитных рейтингов, а также организация системы накопления статистической информации, характеризующей кредитную историю клиентов банка.
Еще по теме:
Организация страхового рынка в Республике Беларусь
Страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются предложение и спрос на нее. Страховой рынок можно рассматривать как: форму организации денежных отношений по формированию и распредел ...
Блок «Операционное обслуживание»
· Операционный отдел – делится на обслуживание физических и юридических лиц. Организует работу по расчётно-кассовому обслуживанию клиентов, включая ведение бухгалтерского учёта, реализует клиентам типовые банковские продукты, выстраивает эффективную схему операционного обслуживания клиентов, против ...
Проблемы управления качеством кредитного
портфеля банков РФ и способы их решения
Рассматривая проблему улучшения качества кредитного портфеля важно понимать, что во многом качество кредитной деятельности зависит от качества управления кредитными рисками. Одним из ключевых индикаторов, характеризующих эффективность кредитных вложений, является показатель удельного веса проблемны ...