Заключение

Страница 1

Складывающаяся в республике практика осуществления рыночных преобразований не избежала влияния негативных процессов, характерных для переходного этапа развития национальной экономики. Переход к рынку, а, следовательно, в перспективе к развитому в экономическом плане обществу приведёт к тому, что основной доходной статьей банковского бизнеса будет являться прибыль, получаемая в результате проведения банками кредитных операций. В этом плане анализ кредитного портфеля коммерческого банка становится особенно актуальным.

Таким образом, проблема формирования и управления кредитным портфелем имеет важное значение. В процессе анализа структуры активов банка необходимо обратить внимание на динамику, учитывая и анализируя влияние различных, как внешних, так и внутренних факторов. Условием устойчивости для банка является соответствие активов и пассивов по срокам и суммам, соблюдение разумного сочетания доходности и риска по кредитам. В связи с этим важно соблюдать оптимальное соотношение собственных и заемных ресурсов банка, качественно производить оценку кредитоспособности заемщиков, осуществлять постоянный контроль за обеспечением и не допускать увеличения совокупного кредитного риска. Управление кредитным портфелем не должно быть статичным, простой констатацией его состояния, а должно динамично реагировать на изменение ситуации и принимать адекватные меры по обеспечению стабильности в деятельности.

Исходя из вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что управление кредитным портфелем должно начинаться задолго до его формирования с определения кредитной политики, учитывающей конъюнктуру рынка и возможности банка. Именно так, а не иначе можно добиться оптимизации кредитного портфеля.

В целом качество кредитного портфеля филиала №1 ОАО "Банк Альфа" является удовлетворительным. Несмотря на то, что рассчитанные коэффициенты не превышают критических значений, банку необходимо принять меры по повышению качества кредитного портфеля.

При оценке качества и структуры кредитного портфеля коммерческого банка была выявлена основная причина ухудшения качества кредитного портфеля - увеличение абсолютной и относительной величины проблемной задолженности и, как следствие, снижение доходности по причине необходимости увеличения размера создаваемого резерва. Причиной данного ухудшения стали следующие недостатки организации процесса формирования кредитного портфеля и системы управления им:

На стадии предварительного анализа - отсутствие дифференциации в подходе при краткосрочном и долгосрочном кредитовании; применяемая банком методика, разработанная на основе рекомендаций Национального банка и Министерства финансов Республики Беларусь по определению уровня кредитоспособности, не в полной мере отражает отраслевые особенности предприятия-кредитополучателя в целом и технологического процесса в частности.

На стадии кредитного мониторинга - отсутствие автоматизации процесса отслеживания текущих кредитных рейтингов, системы накопления информации, доступной для всех заинтересованных служб банка.

Поэтому для банка с точки зрения улучшения качества кредитного портфеля основными рекомендациями являются:

Отслеживание потенциально несостоятельных кредитополучателей на стадии предварительного анализа - пересмотреть применяемую методику анализа и дополнить её системой коэффициентов, отражающих отраслевые и технологические особенности кредитополучателя.

Разработка своей системы коэффициентов и дифференциация их значений в зависимости от видов кредитования (долгосрочное и краткосрочное), от видов кредитных операций (классическое кредитование, лизинг, факторинг и т.д.), от объекта кредитования (оборотный и основной капитал), от типа контрагента (юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица), от размера кредитополучателя (необходимо применение различных методов для крупных, средних и мелких предприятий).

Увеличение периодичности проводимых мероприятий кредитного мониторинга - пересматривать кредитные рейтинги не один, а, например, два раза за определённый период времени (год, полгода, квартал и т.д.). Помимо этого решением проблемы оперативного контроля финансового состояния клиентов может и должна стать автоматизация процесса определения кредитных рейтингов, а также организация системы накопления статистической информации, характеризующей кредитную историю клиентов банка.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealbanks.ru