Стратегические направления, задачи развития банковского сектора России и меры государственной политики по их решению были определены Правительством РФ и Банком России в принятой в декабре 2001 года "Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации". За прошедшие годы удалось выполнить намеченные мероприятия по модернизации банковского сектора, созданию условий роста масштабов банковского бизнеса и его качественного развития. Был принят ряд важных законов в сфере развития финансовых рынков, валютного регулирования, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем; защиты интересов вкладчиков; были укреплены правовые основы банковского регулирования и надзора; повысилась функциональная роль банковского сектора в экономике. На начало 2001 года соотношение активов банковского сектора с ВВП оценивается в 42% (в начале 2002 - 35%), капитала - 6,1% (против 5,0%). Вместе с тем банковский сектор России остается относительно небольшим и пока не играет той роли в экономическом развитии, которая характерна для стран с развитой экономикой.
По мнению Президента России в первую очередь следует сосредоточиться в финансовой и банковско-кредитной сфере на то, чтобы повысить доступность кредитов ресурсов и качество финансовых услуг. И не только для экономистов, но и для граждан. Это прежде всего ипотека, образовательные и потребительские кредиты. При этом нужна адекватная правовая база - необременительная для участников финансовых рынков, где основные регулирующие нормы переведены в прямые нормы закона. Необходимо обеспечить прочную защиту прав вкладчиков. Базовый закон о страховании вкладов физических, юридических лиц в банках РФ уже принят. И следует оперативно создать реально работающую систему такого страхования. Рано или поздно отечественный капитал будет уже всерьез конкурировать с иностранным на российском рынке. Нужно и дальше серьезно ускорять процессы укрепления и роста капитализации отечественной банковской системы.
В настоящее время основной проблемой является преобладание государственной собственности на банки. До 80 % уставных фондов коммерческих банков составляют вклады государственных предприятий, которые являются скрытой государственной собственностью. Основным учредителем Сбербанка РФ и Внешторгбанка России является Банк России, который находится в исключительной государственной собственности. В банковском деле запрещена муниципальная собственность. Очень низка доля кооперативной собственности и вкладов мелких акционеров. Чрезмерно высоки вложения в уставные фонды банков со стороны крупных юридических лиц. Наблюдаются лишь единичные случаи иностранной и совместной собственности.
Банк России находится в федеральной собственности. Мировая практика показывает, что в собственности на Центральный Банк могут принимать, кроме государства, и другие стороны. Банк России имеет излишнюю сеть низовых учреждений. В западных странах количество отделений Центрального Банка составляет ничтожно малый процент по сравнению с количеством кредитных учреждений.
Многие коммерческие банки в России, по существу, таковыми не являются. Они не докапитализированы, часть их не выполняет минимимального набора операций, необходимого в международной практике, чтобы считаться банком. Кроме того, большая их часть находится в плачевном финансовом состоянии и плохо регулируется. Не проведено разделение банков и небанковских кредитных учреждений. Для современной российской экономики должна быть выбрана агрессивная модель поведения банка. Агрессивный банк - обычно универсальный, имеет тесные связи с предприятиями и выполняет нетрадиционные банковские операции, ускоряя становление новых рынков.
Еще по теме:
Экономическая безопасность ЗАО «Банк ВТБ24» при управлении кредитным риском
Под экономической безопасностью банка следует понимать состояние защищённости его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз, достигаемое путём реализации определённой системы мер экономического, организационного и технического характера. Экономическая безопасность банка включает в себ ...
Иностранные банки на российском рынке - слияние и поглощение
По данным журнала "Слияния и поглощения", в 2004 г. на российском банковском рынке состоялось 16 М&А сделок, в 2005 г. -13, и за первые семь месяцев 2006 г. -14. При этом объем сделок за эти периоды составил, по разным оценкам, от 800 млн. до 1000 млрд. долл. США в 2004 г., 0;- 700 до ...
Политика обязательных резервов
До 1980 года требовалось, чтобы на счетах в Федеральных резервных банках держали свои резервы только банки-члены ФРС; остальные банки должны были удовлетворять резервным требованиям, предъявляемым штатами, которые, как правило, позволяли держать значительную часть резервов в виде приносящих доходы ...