Если например, повышению цены на 1 % соответствует снижение спроса более чем на 1 %, то говорят, что спрос эластичен ( коэффициент эластичности больше 1 ) ; если повышению цены на 1 % соответствует понижение спроса на 1 %, то спрос нейтрален ( коэффициент эластичности равен 1); если повышение цены на 1 % влечет за собой понижение спроса менее, чем на 1 %, то спрос неэластичен ( коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1 ).
Существуют различные варианты проявления эластичности (рис.3).
Знак эластичности будет отрицательным, т.к. цена и объем продукции изменяются в противоположных направлениях.
Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие не сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними.
Перекрестная эластичность выражается в двух товарах – А и В.
Где - изменение объема спроса на благо В ; - объем спроса блага В; - изменение цены блага А; -цена блага А.
Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется. Если, то блага взаимозаменяемые, если - взаимодополняемые.
Ценовая не эластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.
Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшатся при их увеличении. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж, а следовательно, и валового объема прибыли. Поэтому любые повышения цен, даже очень незначительные, на эластичном рынке требуют проведения большого количества различных исследований для определения количественных характеристик таких соотношений, как «объем продаж- цена», « объем продаж- себестоимость» ,»емкость рынка – цена», с целью принятия окончательного решения.
В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода.
Где - изменение объема спроса; - объем спроса; - изменение величины дохода; - величина дохода.
Предложение товара – это количество данного товара, которое могут и намерены сбыть производители на рынке по данной цене.
Положение производителей на рынке не является постоянным и одинаковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т.д.). Однако, все они стремятся максимизировать свой доход, т.е. получить самую высокую цену.
Как и для спроса, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене 20 S производитель согласен продать лишь 1 единицу блага, при цене 30 S -4 единицы, а при цене 50 S -7 единиц блага А. Диаграмма может быть графически представлена кривой предложения, направленной вверх слева направо: это типичная кривая предложения. Совокупное предложение на рынке представляется аналогичной кривой предложения, направленной таким же образом, показывающей отношение между ценой товара и количеством этого товара, которое отрасль готова продать на рынке в целом. В общем виде, где -величина предложения, Р- цена.
В экономической теории принято откладывать независимую переменную (Р) по вертикальной, а зависимую переменную ( )- по горизонтальной оси. Кривая имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Однако, кроме цены, на предложение отказывают влияние и другие факторы:
= цены факторов производства;
= технология;
= количество производителей- продавцов;
= ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
= размер налогов и т.д.
Еще по теме:
Структура дополнительного офиса
Структура Дополнительного офиса формируется в соответствии со штатным расписанием, утвержденным Председателем Правления Банка. На рис.1.1 представлена организационная структура Дополнительного офиса 33/02. Рис.1.1 Организационная структура ДО 33/02 Организационная структура – линейная. Количество с ...
Финансовые основы
медицинского страхования
1. Добровольное медицинское страхование. Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию страховщики формируют страховые резервы. Правила создания резервов по страхованию иному, чем страхование жизни[6] утверждены Приказом Минфина РФ от 11.06.2002 N 51н[7] (далее - Правила). В пункте 3 Прави ...
Оценка
эффективности деятельности коммерческого банка на основе балансовых обобщений
Капитальное уравнение баланса («теория приоритета собственника») – анализ собственного капитала банка. В его основе лежит уравнение [26, с. 143]: Собственный капитал = Активы – Платные привлеченные пассивы (1) Согласно этой теории анализ должен отражать положение собственника (акционеров), а модель ...