Цены на товары и услуги складываются на рынке, где действуют спрос и предложение. В аспекте этих соображений рассмотрим последовательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению.
Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды.
Спрос на какой-либо продукт представляет собой спрос в отношении какой-то отрасли экономики. Практика показывает наличие значительного разнообразия продукции, предназначенной для удовлетворения запросов потребителей. Все виды продукции обладают различной степенью взаимозаменяемости
Комбинированная продукция отрасли может рассматриваться как товар или благо. Однако общим критерием принадлежности какого-либо продукта к той или иной отрасли могут служить определенные признаки ( форма, качество, степень рекламирования и т.д.). Высокая заменяемость предполагает, что товары удовлетворяют одну и ту же потребность, но изменение цены на взаимозаменяемые товары может повлечь за собой изменение спроса от одного продукта к другому. Следовательно, механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, спрос на которые растет.
Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А. Предположим, что при цене 30 S за одну условную единицу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене 15S- 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (рис.1).
Анализируя полученный график, легко заметить, что между рыночной ценой и количеством реализованного товара существует определенная обратная связь. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Изображенная кривая спроса характеризует состояние цен и объема продукции А на определенный момент времени. Данная кривая иллюстрирует закон изменения спроса. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большое количество благ при меньшей цене. В общем виде QD=F (P), где QD – величина спроса, Р- цена. Однако спрос- величина переменная. При этом следует различать изменение величина спроса, или объема спросов, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в « движении» по кривой спроса вниз или вверх. Изменение же спроса выражается в "движении» кривой спроса, в ее смещении вправо или влево.
Представленная функция носит название функции спроса- функции, определяющей спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Выше мы определили влияние ценового фактора. Однако на спрос отказывают влияние и иные факторы:
= величина и динамика изменения дохода потребителя;
= изменение вкусов и предпочтений;
= размер рынка;
= ценовые и дефицитные ожидания;
= наличие товаров- субститутов и др.
Спрос является функцией всех этих факторов : QD=F (f1,f2 … fп).
Эти факторы способствуют сдвигу кривой индивидуального спроса вправо или влево. Так, изменение денежных доходов потребителей предполагает сдвиг кривой в положение D ( в случае их увеличения) и в положение D ( в случае их снижения) .
Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их стоимости. Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса. А.Маршалл, развивавший эту тему, писал в своих « Принципах экономической науки», что « эластичность» может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает приобретаемое количество товаров при данном снижении цен, и в большей или меньшей степени падает при данном повышении цен».
Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.
Где - эластичность спроса по цене; - изменение объема спроса, %; - изменение цены, %.
Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от характера потребности в данном товаре. Существуют товары низкой эластичности, спрос на которые стабилен, и товары высокой эластичности , спрос на которые резко меняется при изменении цены.
Еще по теме:
Основные финансовые показатели деятельности
банка
Собственные средства составяют лишь от 18 до 28% ресурсов современного банка относительно заемных средств. Основной источник привлеченных ресурсов коммерческих банков составляют депозиты (в западных банках их размер достигает 70% всех пассивов). Исходя из этого, анализ проведения пассивных операций ...
Проведение платежей и оплата кредитов через информационно-платежные терминалы
самообслуживания
Владельцы банковских карт Северного банка Сбербанка России имеют возможность значительно сократить время посещения банка, воспользовавшись информационно-платежным терминалом самообслуживания для проведения платежей и оплаты кредитов: Информационно-платежный терминал самообслуживания – это устройств ...
Организация работы коммерческого банка по управлению рисками
Деятельность коммерческого банка по управлению рисками должна быть организована. С этой целью в банке могут быть созданы специализированные комитеты по управлению риском. Обычно выделяется целевой комитет по кредитной политике (по кредитным рискам). Этим подчёркивается особая роль кредитного риска. ...