Кредитный отдел банка «БТА-Казань»должен также обратить внимание на следующие вопросы:
-разделенность имущества предприятия и собственников. Тем самым обеспечивается основа для определения банком действительного имущественного и финансового состояния предприятия;
-отсутствие у предприятия намерения и необходимости самоликвидации или существенного сокращения масштабов своей деятельности, что позволяет полагать, что в обозримом будущем предприятие будет продолжать свою обычную деятельность на товарном рынке, где оно осуществляет свои операции;
- консерватизм в отношении дебиторской задолженности заемщика. В условиях общей нестабильности рынка неразумно предполагать, что вся дебиторская задолженность возвращается к фирме-заемщику. Итак, учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учета - прекрасно характеризует заемщика. Своевременная ее оценка ведет к снижению кредитного риска.
При получении заявки на кредит, банк должен изучить не только разные аспекты кредитной сделки и профессиональный уровень предприятия, но и дать оценку персональных качества заемщика, будь то частное лицо или руководитель фирмы. Оценивая личность клиента, банк сосредотачивает внимание на следующих моментах:
- порядочность и честность;
- семейное положение;
- профессиональные способности;
- возраст и состояние здоровья;
- наличие преемника (на случай заболевания или смерти);
- материальная обеспеченность.
Желательно оценить также представительский уровень фирмы, внешнее оформление офиса, современное наукоемкое техническое оснащение предприятия. Это возможно осуществить только при выезде представителей кредитного отдела банка непосредственно к заемщику.
Заканчивая рассмотрение вопроса анализа кредитоспособности заемщика нельзя не сказать о зарубежном опыте тщательного отбора потенциальных кредитных клиентов.
В практике американских банков применяется “правило пяти си”, где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву си:
1. Характер заемщика (character), т.е. имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относится к своим обязательствам, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из личного архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию;
2. Финансовые возможности (capacity), т.е. выяснение платежеспособности заемщика за последние несколько месяцев или лет в зависимости от объема предстоящей кредитной сделки;
3. Капитал, имущество (capital), т.е. наличие собственного капитала и согласие заемщика использовать его в какой-то части, в случае необходимости, на погашение кредита, определение структуры капитала, соотношение с другими статьями активов и пассивов;
4. Обеспечение (collateral), т.е. его достаточность, качество и степень реализуемости залога в случае непогашения ссуды. Обеспечение кредита дает возможность преодолеть слабость других критериев оценки кредитного риска, однако в любом случае банкир всегда должен помнить одно правило: никогда не предоставлять кредит на основе только залога или гарантии. (Подробно вопросы, связанные с залогом, будут рассмотрены ниже).
5. Общие экономические условия (conditions), т.е. выяснение текущего состояния экономики соответствующего региона или страны, а также непременно - экономики отрасли, к которой принадлежит заемщик. Основополагающим моментом в управлении кредитным портфелем банка является выбор критериев оценки качества отдельно взятой ссуды.[29]
По мере развития кредитных отношений в рыночной экономике зарубежных стран круг критериев оценки качества ссуд также расширялся. В настоящее время он охватывает более 10 позиций. К числу основных из них относятся: назначение и вид ссуды; ее размер, срок и порядок погашения; степень кредитоспособности клиента, его отраслевая принадлежность и форма собственности; характер взаимоотношений заемщика с банком; степень информированности о нем банка; объем и количество обеспечения возвратности ссуды.
Еще по теме:
Конъюнктура рынка пластиковых карт в России
Российский рынок пластиковых банковских карт возник относительно недавно, но на волне «зарплатных проектов», он демонстрирует впечатляющие темпы роста. По оценкам Центробанка, на 01.07.2005 г. было выпушено 42,5 млн. пластиковых карт, что в 1,5 раза больше, чем в 2004 г. по оценкам экспертов, колич ...
Организационно-экономическая характеристика деятельности
представительства Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия
"Белгосстрах"
Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах" (сокращённое Белгосстрах) - крупнейшая страховая организация Республики Беларусь. Белгосстрах создано в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 1991 года № 399 "О создан ...
Особенности кредитной системы России
Особенности кредитной системы России в настоящее время заключаются в явном преобладании коммерческих банков, слабо диверсифицированной структуре (ограничено количество видов других кредитных организаций), нечеткости законодательного регулирования прочих кредитных организаций, не включенных в банков ...