Основные понятия в страховом деле

Страница 1

В условиях перехода к рыночным отношениям страхование становится объективно необходимым элементом всего хозяйственного механизма. Сфера его применения значительно расширяется, охватывая все формы собственности, семейные отношения, привлекая широкий круг новых заинтересованных страхователей. В страховании применяется специальная страховая терминология, которая существенно облегчает взаимоотношения сторон. С помощью страховой терминологии регулируются также конкретные условия каждого вида страхования, выражаются права и обязанности сторон, участвующих в страховании, поддерживаются необходимые деловые отношения при проведении страховой работы.

Наиболее распространенными являются следующие термины.

Страховщик – специализированная организация, проводящая страхование. Она может быть государственной, акционерной, частной, смешанной.

Страхователь

– физическое или юридическое лицо, уплачивающее страховые взносы и вступающее в конкретные страховые отношения со страховщиком. В практике международного страхования называется полисодержателем.

Застрахованный – физическое лицо, жизнь, здоровье и трудоспособность которого являются объектом страховой защиты по социальному и личному страхованию. Он может быть одновременно и страхователем, если уплачивает страховые взносы по условиям личного страхования, например, по страхованию детей, в качестве страхователей выступают родители и другие родственники, а застрахованными являются дети.

Страховая ответственность – обязанность страховщика выплатить страховое возмещение или страховую сумму при оговоренных последствиях, происшедших страховых случаев. Объем страховой ответственности составляет перечень конкретных страховых случаев. В зависимости от их числа различают широкий и ограниченный объемы страховой ответственности. Ограничение объема страховой ответственности связано, как правило, со стремлением страховщика обеспечить необходимую финансовую устойчивость страховых операций. Объем страховой ответственности тесно связан с теми опасностями, которые характерны для соответствующих конкретных объектов страхования. Отсюда вытекают различия, например, в объеме страховой ответственности по страхованию строений, животных или по социальному и личному страхованию. В практике международного страхования термину “страховая ответственность” соответствует термин “страховое покрытие”.

Страховой тариф – выраженная в рублях и копейках плата с единицы страховой суммы или процентная ставка от совокупной страховой суммы. Служит основой для формирования страхового фонда. В специальной литературе называется также тарифной брутто-ставкой, состоящей из нетто-ставки, предназначенной для выплат страхового возмещения и страховых сумм, и нагрузки к нетто-ставке, необходимой для накладных расходов страховщика, связанных с проведением страхования.

Страховой портфель – фактическое число застрахованных лиц, объектов, действующих договоров страхования на данной территории или на предприятии (в организации).

Страховой риск – термин, имеющий несколько смысловых значений:

1. Вероятность нанесения ущерба страхового случая. Исчисленная математически, эта вероятность является основой для построения страховых тарифов.

2. Конкретные объекты страхования по их страховой сумме и степени вероятности нанесения ущерба. В этом понимании различают крупные, средние и мелкие страховые риски в зависимости, а также более опасные и менее опасные риски по степени вероятности их гибели или повреждения. Во второй трактовке термин страховой риск широко применяется в международном страховании.

“Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления”.

Страховой случай – фактически происшедшее событие, в связи с негативными или иными оговоренными последствиями которого может быть выплачено страховое возмещение или страховая сумма. В имущественном страховании это стихийные бедствия, пожары, аварии, взрывы и другие чрезвычайные события; в социальном и личном страховании – дожитие до обусловленного возраста, срока или события, наступление болезни, несчастного случая или смерти.

Страховая премия - это цена страховой услуги, суть в снятии финансовых последствий риска и в обязательстве выплатить страховое возмещение в случае наступления страхового случая.

Страховая премия устанавливается при подписании страхового договора и остаётся неизменной в течение срока его действия, если иное не оговорено условиями договора страхования, размер страховой премии должен быть достаточен чтобы: покрывать ожидаемые претензии в течении страхового периода; покрывать издержки страховых компаний на ведение дела; обеспечить размер прибыли.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Повышение эффективности банковского надзора
Актуальной задачей банковского надзора является повышение его эффективности. Эту задачу следует рассматривать в двух аспектах: в функциональном (стратегическом, системном) и в операционном. В ходе практической работы на первый план нередко выходит вопрос устойчивости конкретных банков. В результате ...

Денежные переводы WESTERN UNION
Система WESTERN UNION осуществляет быстрый перевод денег с использованием современных связей. Через несколько минут отправленный перевод становится доступным для получателя в любой стране мира, где имеются пункты обслуживания клиентов WESTERN UNION. Перевод хранится 45 дней, если перевод был отправ ...

Современные методы управления активными операциями банка
Связь между активными и пассивными операциями коммерческого банка чрезвычайно сложна. Поэтому необходим четкий анализ всех сфер банковской деятельности. Так, если анализ пассива есть анализ ресурсов банка, то анализ актива есть анализ направлений использования этих ресурсов – на какие цели, в каком ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealbanks.ru