Система управления кредитными рисками

Финансы сегодня » Анализ риска кредитных операций » Система управления кредитными рисками

Основными элементами управления кредитным риском являются: анализ финансового состояния заемщиков и контрагентов, обеспечение кредита, установка лимитов на операции, резервирование. Все эти пункты должны быть четко сформулированы в кредитной политике банка.

Принципы кредитной политики

составляют основу стратегии банка, имея как общие, так и специфические черты для отдельных банков. Наиболее общие характеристики выглядят примерно следующим образом:

1.

Консерватизм

. Банку следует придерживаться консервативной кредитной политики, стараясь полностью покрывать свои риски. Кредит выдается только надежным заемщикам, имеющим высокое качество менеджмента.

2.

Приоритет наличия обеспечения.

Важнейшим условием решения о выдаче кредита должно быть наличие достаточно ликвидного обеспечения, стоимость которого с учетом дисконта, учитывающего издержки на реализацию залога и его возможное обесценение, должна быть достаточна для покрытия основной суммы кредита и процентов по нему. Залог должен быть застрахован.

3.

Контроль за целевым использованием кредита, сохранностью залога, финансовым состоянием клиента.

Следует изыскать возможность контроля за действиями клиента и его финансовыми потоками путем оплаты его счетов, контроля поступлений, сохранности залога и т.д. После выдачи проводится мониторинг финансового состояния клиентов.

4.

Диверсификация кредитного портфеля

. Банк должен придерживаться диверсификации кредитного портфеля, по возможности ограничивая концентрацию кредитов по однотипным сферам бизнеса, отраслям, регионам, видам залога и т.д. Немаловажным фактором снижения риска является предпочтение выдачи большего числа меньших кредитов, нежели меньшего числа более крупных.

5.

Ограничение риска на одного заемщика

. Другим важнейшим следствием диверсификации является ограничение риска на одного заемщика. Риск устанавливается в зависимости от типа заемщика.

6.

Ограничение совокупного кредитного риска

. В зависимости от степени ликвидности банка, наличия депозитной базы и величины капитала, нормативов ЦБ устанавливается максимальный кредитный риск на банк, т.е. ограничение на размер кредитного портфеля банка в целом.

7.

Активный маркетинг надежных заемщиков

. Для обеспечения качества кредитного портфеля следует вести активный поиск надежных заемщиков, особенно среди клиентов банка.

Кроме того, такая стратегия является важнейшим фактором развития клиентской базы.

Формирование резервов

производится на основании Инструкции ЦБ РФ от 30 июня 1997 г. N 62 "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам".

Установление лимитов на операции

связано с введением следующих ограничений: по величине совокупного кредитного портфеля, по клиентам, по величине непокрытого кредитного риска, по концентрации (по сферам бизнеса, отраслям промышленности, географическим регионам, видам обеспечения и т.д.), по полномочиям органов, ответственных лиц, региональных подразделений.

Диверсификация кредитного портфеля

. Уровень риска может быть уменьшен за счет привлечения большого количества независимых друг от друга заемщиков. Не менее эффективен принцип снижения концентрации кредита - размещение большего количества средних кредитов, чем малого количества крупных. Путем лимитирования производят диверсификацию по отраслям, регионам.

Обслуживание проблемных активов

. В случае возникновения просрочек по кредиту наибольшую роль играет добрая воля клиента в понимании своей ответственности и его желание вернуть кредит. При этом возможно достижение компромисса. Как правило, добросовестный клиент заранее предупреждает банк о своих проблемах, просит провести лонгацию либо прочие изменения условий договора. Иногда по тем или иным причинам сумма оказывается недостаточной и требуется ее увеличение.

Самое главное четко оценить ситуацию и понять можно ли найти из нее выход - при освоении кредита клиент может потерпеть неудачу не только из-за своих просчетов. Однако, в любом случае, средства должны быть возвращены банку. Чаще всего стоит проблема - реализовать залог или помочь клиенту. Если санация бизнеса клиента экономически оправдана, разрабатывается бизнес план, банк получает расширенные полномочия. Как показывает зарубежная практика, в тех странах, где законодательство надежно защищает права кредитора, в большинстве случаев происходит санация бизнеса. Напротив, нарушение прав кредитора губительно не только для банковской системы, но и для экономики в целом, способствуя снижению ее эффективности.

Еще по теме:

Функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые можно условно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. [4] К общерыночным функциям относятся: - коммерческая функция, т.е. функция получения прибы ...

Сравнение правил торговли на рынках РТС и ММВБ
Главной альтернативой рынку лимитированных заявок является дилерский рынок (dealer market). В зависимости от числа дилеров, «курирующих» данную бумагу, он делится на рынок с монополистическим дилером и конкурентный многодилерский рынок. Примером рынка с монополистическим дилером является НЙФБ. Здес ...

Доходы и прибыль коммерческого банка
Основная цель деятельности коммерческого банка - получение максимальной прибыли при обеспечении устойчивого длительного функционирования и прочной позиции на рынке. Размер полученной банком прибыли или убытка концентрированно отражает в себе результаты все его активных и пассивных операций. Поэтому ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealbanks.ru