Все виды перечисленных процентных доходов формируются посредством предоставления денежных средств во временное пользование и приносят доход в виде процентов на вложенную сумму. В последние несколько лет у основной части российских банков процентные доходы составляют более 80 процентов общего объема доходов. Процентные доходы по кредитам относятся к группе стабильных источников доходов банка.
Непроцентные доходы состоят из комиссионных доходов, доходов от операций на финансовых рынках, доходов от переоценки средств в иностранной валюте.
К комиссионным относятся доходы, полученные за оказание клиентам банковских услуг некредитного характера, которые обычно называют комиссионными услугами банков. В состав последних входят такие услуги, которые проводятся от имени, по поручению и за счет клиентов. Плата за такие виды услуг обычно взимается в виде комиссионного вознаграждения. Ставка комиссионного вознаграждения устанавливается в зависимости от суммы совершаемой сделки или операции. Наряду с этим в практике учета к комиссионным доходам относятся также и доходы от тех видов услуг, плата за которые устанавливается в виде определенной суммы, а также в отдельных случаях в виде сумм, компенсирующих понесенные банком определенные расходы.
Перечень оказываемых современными коммерческими банками услуг постоянно увеличивается. К числу основных банковских услуг, которые образуют комиссионные доходы, относятся следующие виды услуг: расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц, предоставление банковских гарантий, банковское обслуживание валютных контрактов клиентов, конверсионные операции, брокерские и депозитарные услуги, операции с пластиковыми картами, лизинговые операции, форфейтинговые операции, операции доверительного управления, факторинговые услуги, услуги депозитного хранения (предоставление клиентам в аренду специальных сейфов, ячеек и помещений для хранения ценностей и документов) и др.
Большинство российских коммерческих банков предоставляют расчетно-кассовые и другие виды услуг, своим клиентам бесплатно, покрывая связанные с этим расходы по этим услугам за счет доходов от размещения привлеченных средств. Плату за такие услуги в виде комиссионного вознаграждения взимает с клиентов только часть региональных банков.
У большинства коммерческих банков происходит увеличение удельного веса комиссионных доходов в общем объеме всех доходов. Это обусловлено тем, что комиссионные доходы более стабильны, чем процентные. В этом направлении действует и уменьшение доходности операций на отечественных финансовых рынках, и сокращение уровней процентной маржи. Получение комиссионных доходов почти не сопряжено с рисками потери стоимости вложенных активов.
Доходы от побочной деятельности банков составляют относительно небольшой удельный вес в структуре доходов коммерческого банка. В состав этой группы доходов включаются доходы от оказания услуг «небанковского» характера: от сдачи в аренду банковских помещений, машин, оборудования, продуктов программного обеспечения и их возможной реализации, возможные доходы от участия в деятельности предприятий и организаций, а также доходы различных подразделений банка. К числу последних относятся доходы от реализации информационных, рекламных, аудиторских, юридических, компьютерных, телекоммуникационных, маркетинговых, транспортных, охранных и других услуг, оказываемых клиентам банка.
Еще по теме:
Анализ деятельности банка
За годы своего существования «Азиатско – Тихоокеанский банк» (ОАО) зарекомендовал себя как успешный, предлагающий широкий спектр разнообразных услуг. Банк принимает участия во всех общественных мероприятиях проходящих на территории Дальнего Востока. «Азиатско- Тихоокеанский банк» предоставляет свои ...
Риски лизинговых операций
Лизинговые операции являются рисковыми, как и другие банковские операции. В зависимости от вида лизинговые риски можно классифицировать следующим образом. *Маркетинговые риски - риск не найти арендатора на все имеющееся оборудование. Он присущ в основном оперативному лизингу. Способом страхования я ...
Специфика первых российских бирж
Возрождение биржевой торговли в современной России началось в июле 1990 г., когда была зарегистрирована Московская товарная биржа (МТБ). Начавшаяся в стране экономическая реформа, ломка старого экономического механизма привели к разрыву традиционных систем снабжения и сбыта для многих российских п ...