Возрождение биржевой торговли в современной России началось в июле 1990 г., когда была зарегистрирована Московская товарная биржа (МТБ). Начавшаяся в стране экономическая реформа, ломка старого экономического механизма привели к разрыву традиционных систем снабжения и сбыта для многих российских предприятий, и биржа в тот период стала многим казаться спасительным выходом из сложной ситуации. В результате в 1990—1991 гг. в России имел место «биржевой бум», в ходе которого было создано более 800 бирж, т.е. больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Конечно, это было неестественно, и с точки зрения общепринятых стандартов название «биржа» обоснованно можно было применить только к некоторым из них. Остальные же представляли собой обычных рыночных посредников.
Многие организации того периода, называвшие себя биржами, не соответствовали обязательным признакам данного организованного рынка. Так, у некоторых отсутствовало четкое расписание торгов, проводившихся нерегулярно. В ассортименте многих присутствовали наряду с классическими биржевыми товарные группы другого профиля, включавшие как товары народного потребления, так и машины, и оборудование. Биржевые контракты не были стандартизованы по объему и некоторым другим условиям, а порядок формирования цен не позволял назвать их биржевыми котировками.
Биржи в тот период создавались по всей России, но больше всего их было в Москве. Создавались они по инициативе предприятий, а также местных органов власти как альтернатива прошлой системе централизованного снабжения. Учредители этих бирж стремились с максимальной выгодой для себя использовать преимущества биржевой торговли, поэтому все биржи того периода в отличие от зарубежных регистрировались как коммерческие организации.
Используя несовершенство российского законодательства, многие учредители смогли получить для своих бирж существенные льготы, а себе — необоснованные преимущества. Так, зачастую учредители записывали за собой до 30% капитала биржи (на зарубежных биржах обычная доля учредителей не превышает 5%) либо распределяли между собой большую часть голосующих акций. Некоторые учредители оговаривали в договоре право на фиксированный дивиденд в определенном размере, права на открытие большого количества брокерских контор и др. Эти многочисленные конторы, созданные учредителями, не занимались биржевыми операциями, а сдавались в аренду либо продавались с большой прибылью, что позволило многим специалистам в области биржевой торговли с иронией говорить о создании нового «биржевого» товара — брокерской конторы.
Поскольку навыки биржевого дела в то время в России были позабыты, каждая биржа в организации торговли шла своим путем, формируя как структуру и штат специалистов, так и правила торговли. Учитывая, что определяющую роль в мире в этот период играли американские и английские биржи, разработка биржевой терминологии сопровождалась заимствованием по преимуществу английских терминов. Так, традиционное название посредника на биржах дореволюционной России — маклер — сменилось на более привычное нашему времени понятие брокера, а маклером часто называли специалиста, ведущего биржевые торги. За сменой названия на самом деле стояло более существенное различие: маклер в дореволюционной России имел свое звание пожизненно и персонально утверждался в этом звании министром, тогда как для брокеров была предусмотрена в лучшем случае внутрибиржевая аттестация. Таким образом, официальный статус маклера стал главным отличием его положения от современного российского брокера.
Еще по теме:
Понятие первичного и вторичного рынка акций
И так, после рассмотрения понятия акций и их видов, перейдем к понятию рынка акций. Рынок акций — совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями акций. Торговля акциями совершается на фондовой бирже, а также внебиржевыми методами. Условия и порядок торговли акциями регулируютс ...
Анализ современного состояния финансово-кредитной базы земельно-ипотечного
кредитования предпринимательства
Сегодня земельно-ипотечный рынок в России находится в состоянии развития. Рост масштабов ипотечного рынка неминуемо приведет к вовлечению в эту сферу финансовых услуг большое количество универсальных банков, а также созданию специализированных кредитных организаций, типа «ипотечных банков», огранич ...
Современные методы управления активными операциями банка
Связь между активными и пассивными операциями коммерческого банка чрезвычайно сложна. Поэтому необходим четкий анализ всех сфер банковской деятельности. Так, если анализ пассива есть анализ ресурсов банка, то анализ актива есть анализ направлений использования этих ресурсов – на какие цели, в каком ...