От внедрения административных основ системы ипотечного кредитования выигрывает территория в целом. Муниципальные органы стимулируют процесс жилищного строительства, а значит, и рост налоговых поступлений, но в то же время минимизируют свои риски, получая при невыполнении гражданином условий кредитования для нужд города либо новую квартиру, либо квартиру повторного заселения.
Развитие ипотечного жилищного кредитования населения как целостной системы, с одной стороны, и как составной части рыночной экономики - с другой, должно строиться на следующих основополагающих принципах:
- система ипотечного жилищного кредитования должна быть воспроизводима в любом регионе страны. Темпы и масштабы внедрения ипотеки в тех или иных регионах определяются не столько субъективными факторами наличия или отсутствия политической воли у руководства региона, а объективной экономической ситуацией, наличием платежеспособного спроса на жилье и его предложением;
- одним из ключевых требований является обеспечение доступности ипотечных кредитов для групп населения не только с высокими, но и со средними доходами. При этом система должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть полностью прозрачна и понятна всем участникам процесса ипотечного кредитования;
- обязательное условие - постоянное развитие системы, опора на эффективное использование привлеченных финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков-кредиторов, инвесторов, а не на финансирование со стороны государственного бюджета;
- при создании системы ипотечного жилищного кредитования в России необходимо учитывать имеющийся международный опыт. Вместе с тем следует исходить из российских макроэкономических условий и законодательной базы, принимать во внимание то, что население России пока еще с настороженностью воспринимает ситуацию длительной зависимости от банка-кредитора при ипотечном кредитовании;
- особое требование - многовариантность, незамкнутость системы;
- исключительно важным аспектом государственной политики, направленной на развитие ипотечного кредитования, является формирование макроэкономических условий и институциональной среды, способствующих повышению доступности ипотечных кредитов для заемщиков. Имеется в виду комплекс мер по контролю за уровнем инфляции, динамикой обменного курса рубля, по снижению процентных ставок, реструктуризации банковской системы, развитию нормативно-законодательной базы;
- решение жилищной проблемы и координация деятельности всех субъектов рынка жилья в существенной мере зависит от деятельности органов исполнительной власти на всех уровнях. В связи с этим возрастает роль региональных и местных органов власти на этапе создания системы ипотечного кредитования[13, c. 25].
Становлению и поступательному развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования мешает целый ряд проблем:
- высокие ставки рефинансирования;
-высокая стоимость кредитных ресурсов коммерческих банков; отсутствие вторичного рынка закладных (ипотечных кредитов);
- высокая стоимость кредитов для заемщика;
- недостаточное развитие оценочного и страхового дела;
- несовершенство законодательства;
- неэффективность системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в учреждениях юстиции;
- отсутствие специализированных ипотечных банков;
- отсутствие эффективных механизмов ограничения рисков банков и покрытия со стороны государственных органов;
- низкие доходы преобладающей части населения по сравнению со стоимостью жилья;
- недостаток бюджетных средств для предоставления жилищных субсидий социально незащищенным гражданам, которые позволили бы снизить кредитную нагрузку при приобретении жилья;
- несовершенство налогообложения, недостаточное количество стимулов для вложения гражданами средств в жилье [26, c. 46].
Эксперты предлагают следующие основные направления решения указанных проблем:
Еще по теме:
Рекомендации по
управлению банковскими операциями
В целях совершенствования пассивных операций, а также непосредственно депозитной политики банка, необходимо следующее: – исследуемый коммерческий банк должен иметь собственную депозитную политику, выработанную с учетом специфики его деятельности и критериев оптимизации этого процесса; – необходимо ...
Основные принципы построения действующего плана счетов бухгалтерского учета
в кредитных организациях на территории РФ
- принцип непрерывности деятельности, которая предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем; - принцип постоянства правил бухгалтерского учета. Кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учет ...
Первичный и вторичный фондовый рынок. Фондовая биржа
Первичный рынок
. Это тот рынок, на котором эмитенты продают ценные бумаги инвесторам. Точнее – это механизм эмиссии и первичного размещения эмитированных бумаг. Говоря о первичном рынке, следует применять термин размещение ценных бумаг. Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как ...