- проведение государственной политики и разработка концепции системы ипотечного кредитования;
- организация обучения кадров профессиональных участников ипотечного рынка;
- оказание услуг залогодателям по оформлению ипотечных договоров, договоров страхования и т. д.;
- разработка положений и организация проведения тендеров, конкурсов и аукционов по продаже земельных участков и прав аренды;
- организация процедур регистрации договоров ипотеки в региональных учреждениях юстиции;
- создание благоприятных условий для реализации региональных ипотечных программ и проектов путем предоставления гарантий и первоначальных разовых инвестиций с целью запуска системы;
- контроль над деятельностью субъектов ипотечного рынка – страховых, оценочных, риэлтерских агентств и региональных систем ипотечного кредитования;
- учет движения земельных участков, находящихся в залоге;
- представление интересов государства в судебных органах при рассмотрении исков, связанных с невыполнением обязательств о залоге земельных участков;
- выполнение функций оператора по платежам залогодателей залогодержателям в счет выполнения обязательств по договорам о залоге;
- выполнение функций государственного уполномоченного органа по выкупу в пользу государства земельных участков, по которым их собственники лишены права собственности в связи с невыполнением обязательств по договору залога или переуступкой этого права в пользу сельскохозяйственной организации, изъявившей желание его приобрести;
- выпуск эмиссионных ипотечных ценных бумаг – закладных листов, обеспеченных залогами земельных участков и другой недвижимости и правами требования по ипотечным кредитам (закладным);
- инвестиционное и кредитное содействие проведению земельных преобразований и развитию оборота земли;
- инвестиционная и кредитная поддержка агропромышленного комплекса, обустройства населенных пунктов, индивидуального жилищного строительства, программ повышения плодородия и охраны земель, переселения населения;
- осуществление операций со средствами земельных платежей;
- содействие формированию земельного рынка и целенаправленное воздействие на него с целью экономической корректировки конъюнктуры и ценовых параметров с использованием экономических способов и механизмов;
- содействие стабилизации земельного рынка, формирование ценовой политики и политики структуризации землепользования;
- консолидация (укрупнение) земельных участков мелких земельных владений.
Территориальная структура системы Земельного банка России должна включать следующее:
1) Национальный государственно-акционерный земельный банк России (Росзембанк) в г. Москве.
2) Государственно-акционерные земельные банки в федеральных округах страны (Северо-Западный, Центральный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный).
3) Республиканские, краевые, областные государственно-акционерные земельные банки.
4) Отделения государственно-акционерного земельного банка в районах и городах (по мере необходимости).
Одновременно создаются учреждения Российской земельной биржи, территориальная структура которой должна включать Российскую земельную биржу (г. Москва) и республиканские, краевые и областные земельные биржи. Являясь постоянно действующим земельным рынком и коммерческим посредником, Росзембиржа способствует заключению сделок с землей. Она обеспечивает брокеров помещением и связью, осуществляет учет операций, определяет цены (котировки), содействует расчетам, разрабатывает типовые контракты, обеспечивает осуществление экспертиз.
Для создания системы земельных ипотечных банков в России надлежит принять соответствующий федеральный закон. На основании указанного закона следует разработать учредительные договоры о создании Росзембанка и Росзембиржи, уставы Росзембанка и Росзембиржи, их организационные структуры, а также соответствующие документы их деятельности.
Заслуживают внимания некоторые важные практические аспекты развития системы залогового кредитования. Например, осуществление оценки имущества дважды – на момент взятия кредита и на момент его возврата. При этом уточняется и сумма возврата кредита, что позволяет учитывать инфляцию без изменения ставки банковского капитала.
Краеугольным камнем при формировании системы земельных банков является вопрос о предоставлении самим земельным банкам права иметь землю в собственности, в том числе в составе уставного капитала банка. Исполнение банками роли залогодержателя не должно приводить к тому, чтобы сами банки становились крупными землевладельцами. Представляется, что крупные банки, которые приобретают землю в результате лишения залогодателя права ее выкупа или иным путем, должны продать такую землю в сжатые сроки и не могут стать землевладельцами.
Еще по теме:
Оценка эффективности предложений
по управлению пассивами ОАО АКБ «Банк Москвы»
Предложение по совершенствованию финансового механизма управления портфелями коммерческого банка на основе концепции финансового потока. В работе показано, что размещение финансовых ресурсов – деятельность коммерческого банка по финансированию различных объектов с использованием наиболее эффективны ...
Экономическая безопасность ЗАО «Банк ВТБ24» при управлении кредитным риском
Под экономической безопасностью банка следует понимать состояние защищённости его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз, достигаемое путём реализации определённой системы мер экономического, организационного и технического характера. Экономическая безопасность банка включает в себ ...
Права и обязанности траст – отделов коммерческих банков
Траст-отдел обязан следовать указаниям и условиям соглашения, завещания, решения суда или договора о представительстве, в соответствии с которыми он действует. Траст-отдел не может менять свои обязанности по осуществлению определённых операций без согласия доверителя или лица, его представляющего. ...