Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Система ведения бухгалтерского учета является одной из важнейших составляющих современной кредитной организации – коммерческого банка. Основное назначение бухгалтерского учета в коммерческом банке это, правельное отражение полученной прибыли, формирование финансовой и статистической отчетности.
Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ разработаны Центральным банком РФ и отражены в Положении от 5 декабря 2002 г. №205-П. Указанный закон устанавливает:
- порядок организации и ведения бухгалтерского учета;
- порядок составления и предоставления бухгалтерской отчетности;
- порядок оценки хозяйственных процессов и средств;
- порядок систематизации и группировки информации в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета
- статус и функции главных бухгалтеров и возглавляемых ими служб.
Банковский бухгалтерский учет характеризуется оперативностью и единством формы построения. Это проявляется в том, что все расчетные, кредитные и другие операции, совершенные в банке в течение операционного времени, в тот же день отражаются в лицевых счетах аналитического бухгалтерского учета клиентов и контролируются путем составления ежедневного бухгалтерского баланса учреждения банка. Единая для всех банков форма учета создает возможность анализа банковской деятельности.
Четкость и оперативность банковского учета позволяет осуществлять, контроль за сохранностью денежных средств, денежным оборотом и состоянием расчетных и кредитных отношений.
Правильная организация бухгалтерского учета и документооборота в учреждениях банков непосредственно влияет на состояние бухгалтерского учета предприятий и организаций. Учреждения банков ежедневно составляют лицевые счета аналитического учета и выдают клиентам выписки (копии) из этих счетов, в которых отражены все выполненные за день расчетные, кредитные, кассовые и другие денежные операции. Такие выписки служат основанием для отражения в учете предприятий, организаций и учреждений всех банковских операций.
Базой бухгалтерского учета в банках является операционная работа, к которой относятся:
· прием денежных документов от предприятий, организаций и учреждений и проверка правильности их оформления;
· подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;
· ведение картотек расчетных документов и картотек срочных обязательств;
· осуществление контроля за своевременностью платежей;
· операции по корреспондентским счетам, возникающим в связи с осуществлением расчетов между плательщиками и получателями денег, счета которых ведутся разными банками.
Бухгалтерский учет в КБ – информационный поток о состоянии и движении имущества банка денежных средств, кредитов, о расходах и доходах, о финансовых результатах с целью управления, контроля, анализа и планирования уставной деятельности банка.
Предмет бух учета включает объекты, обеспечивающие уставную деятельность банка.
Виды объектов:
Актив:
I. хоз. средства и их размещение
1. денежные средства – рубли и иностранная валюта
а) в кассе
б) корреспондентские счета – в ЦБ и в КБ
в) резервный счет в ЦБ
2. ценные бумаги (вложенные)
3. кредиты (дебиторская задолженность), предоставленные (депозит)
4. имущество банка (основные средства, нематериальные активы, хоз. материалы, МБП)
5. отвлеченные средства за счет прибыли
Пассив:
II. источники (ресурсы)
1. собственный капитал
а) уставный капитал
б) фонды
в) прибыль
2. привлеченные источники (заемные)
а) расчетные счета
б) депозиты привлеченные
в) кредиты полученные
г) привлеченные корреспондентские счета
д) обязательства
III. функциональные обязанности банка, т.е. выполнение оговоренных лицензий ЦБ, прав на ведение расчетных, кассовых, кредитных и прочих операций.
Включает в себя счета: Расход 702 – Активные
Доход 701 – Пассивные
Расход: уплаченные % по полученным кредитам, уплаченные % по привлеченным депозитам, отрицательная курсовая разница по операциям с ЦБ и иностранной валюте, з/п, амортизация, штрафы, пени, неустойки уплаченные.
Доходы: % полученные за предоставленный кредиты, положительная курсовая разница, дивиденды полученные, штрафы, пении, неустойки полученные.
IV. финансовый результат: прибыль или убыток
прибыль 703 – П : прибыль отчетного года, прибыль предшествующих лет.
Убыток 704 – А: убытки отчетного года, убытки предшествующих лет.
Еще по теме:
Методика конвертации валют
Конверсионные операции представляют собой сделки, покупки и продажи наличной и безналичной. Это возможность конвертации средств в национальной валюте в другую валюту, как правило, одну из мировых валют по текущим операциям - торговым (экспорт-импорт) и операциям предполагающим импорт прибыли получе ...
Пути совершенствования управления
кредитным портфелем в банках РФ
Кредитным организациям в целях построения эффективной системы управления качеством кредитного портфеля необходимо обеспечить проведение комплекса мероприятий, в частности: формирование кредитного портфеля в соответствии с выбранной стратегией кредитования, периодически корректируемой на рыночную си ...
Факторы, повышающие и понижающие кредитный риск. Основные элементы управления кредитным риском
Кредитование традиционно является одним из важных и наиболее эффективных видов банковской деятельности. Кредитные организации в силу присущих им особенностей вправе осуществлять расчеты по обязательствам своих клиентов и заниматься привлечением денежных средств, а также проводить самостоятельную кр ...