Принято считать, что все экономико-правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. По свидетельству документов, аренда (лизинг) была известна человеку еще с древнейших времен.
Действительно, идея лизинга совсем не новая, хотя термина "лизинг" (lease) как такового еще не существовало. Раскрытие сущности лизингового соглашения берет свое начало еще из далеких времен Аристотеля (384/383 — 322 гг. до н.э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в "Риторике": "Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности". Другими словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности любое имущество, нужно лишь иметь право пользоваться им и в результате этого получать доход.
Арендные (лизинговые) соглашения были известны еще за долго до IV ст. до н.э., то есть годам, когда жил Аристотель. Они заключались еще в древнейшем государстве Шумер и датируются приблизительно 2000 годом до н.э. Так, глиняные таблички, найденные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственного орудия, земли, водных источников, различных животных. Эти глиняные таблички рассказывают о храмовых священниках — арендодателей, которые заключали договоры с местными фермерами.
Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775-1750 гг. до н.э. Группа статей, которые затрагивали собственность — самая большая в сборнике. Статьи подробно рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества.
Другие древнейшие цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным, а иногда и единственно возможным средством приобретения оборудования, земли и скота.
Древние финикийцы, которые считались замечательными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сущности очень похожа на классическую форму современного лизинга оборудования. Большое количество договоров краткосрочной аренды обеспечивали получение судна и экипажа. В современных условиях эти сделки подобны операциям так называемого "мокрого" лизинга.
Первое упоминание о практически проведенном лизинговом соглашении относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.
В средневековье арендная деятельность была несколько ограниченна. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственное орудие и кони. Однако время от времени происходили события, которые порождали уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году было зарегистрировано соглашение, согласно которому рыцарь Бонфис Манганэлла Гаэта арендовал снаряжение для участия в Седьмом Крестовом походе.
В 1572 году в Великобритании был принят законодательный акт, который позволял использовать только действительный, а не притворный лизинг, то есть законными признавались арендные договоры, подписанные на разумных началах, так как к тому времени участились соглашения, целью которых было скрыть настоящее состояние дел — кто владелец, кто пользователь. Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.
Таким образом, оригинальная идея разделения пользования и собственности и возможности получать выгоду из пользования известна праву из древнейших времен.
Еще по теме:
Анализ экономической деятельности банка
ОАО «Финансовая Корпорация УРАЛСИБ» – одна из крупнейших российских финансовых групп, предоставляющая своим клиентам широкий спектр финансовых услуг: розничные и корпоративные банковские продукты, инвестиционно-банковские услуги, лизинговые продукты, брокерское и кастодиальное обслуживание, управле ...
Оценка риска на основе дюрации
В банковской практике наряду с GAP-менеджментом, который акцентирует внимание на возможном изменении чистого процентного дохода за определенный период времени для оценки и минимизации процентного риска широко используется метод анализа длительности (дюрации). Этот метод, учитывая сроки движения ден ...
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в 20-е годы нашего столетия, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных прои ...