В ходе проведенных в 2008 году проверок выявлены 16997 нарушений в деятельности кредитных организаций и филиалов (таблица 2).
Таблица 2
Нарушения в деятельности кредитных организаций [17; 18]
2007 |
2008 |
Темп роста 2008 года к 2007 году, % | |
Всего нарушений |
17969 |
16997 |
94,6 |
Противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём |
4376 |
4651 |
106,3 |
Нарушения в проведении кредитных операций |
3469 |
3794 |
109,4 |
Организация работы по ведению бухгалтерского учёта |
1698 |
1569 |
92,4 |
Нарушения в области достоверности учёта и отчётности |
1425 |
1334 |
93,6 |
Кассовые операции |
1244 |
1013 |
81,4 |
Требования валютного законодательства |
1024 |
862 |
84,2 |
Наибольшее количество нарушений касается требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма— 4651, или 27,4% от общего числа нарушений. Значительную часть составили нарушения при проведении кредитных операций— 3794 (22,3%), организации работы по ведению бухгалтерского учета— 1569 (9,2%), достоверности учета и отчетности— 1334 (7,8%). Нарушение порядка совершения кассовых операций было допущено в 1013 случаях (6%), требований валютного законодательства— в 862случаях (5,1%).
Если сравнивать показатели 2008 и 2007 года, то можно сделать вывод о том, что количество нарушений уменьшилось на 5,4%. Увеличилось количество нарушений по противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём на 6,3%, а также нарушений в области проведения кредитных операций на 9,4%. Уменьшилось количество нарушений в области работы бухгалтерского учёта (темп роста составил 93,6%); кассовых операций (темп роста 81,4%); требований валютного законодательства (84,2%).
К сожалению, как указывает Братко А.Г., практика такова, что банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организации как таковой [8; с. 211].
Главный недостаток инспектирования состоит в том, что практически неизученным оказывается второй объект - банковская система, то есть связи между конкретными кредитными организациями.
И тот и другой вид банковского надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеет значение с точки зрения оперативности надзора и достоверности его результатов.
Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:
1) анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в
установленном порядке;
2) проверка отдельных направлений деятельности или кредитной
организации в целом представителем Банка России - ревизия на месте;
3) проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России [12; с. 33].
Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.
При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.
Еще по теме:
Государственный фонд
обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансовo-кредит ...
Функции Центрального банка РФ
Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных коммерческих банков, чьи банкноты могли наиболее успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Государство, издавая соответствующие законы, активно способ ...
Оптимизация процесса обслуживания клиентов
Оптимизация технического процесса, как элемент системы управления качеством услуг кредитования, включает в себя широкий спектр мероприятий, методов и механизмов, внедрение и применение которых возможно позволит сократить временные и качественные издержки отдельных процедур. Данные меры, схемы и мех ...