Первый этап формирования торговой инфраструктуры украинского фондового рынка связан с созданием и становлением непосредственно самого фондового рынка в Украине, которое началось в 1991 г. после принятия Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», в соответствии с которым в октябре 1991 г. была создана Украинская фондовая биржа (УФБ). На первом этапе формирование фондового рынка в Украине предполагалось по «моноцентрической» модели, о чем свидетельствует даже само название закона. В «Концепции функционирования и развития рынка капиталов в Украине», разработанной УФБ в 1993 г., была предложена модель развития фондового рынка, ориентированная на формирование централизованного вторичного рынка. Это означало наличие в Украине только одного места котирования и, соответственно, одной национальной фондовой биржи с развитой региональной структурой, позволявшей обеспечить проведение торгов, заключение соглашений по ценным бумагам с охватом всей территории Украины. Данная модель рынка была направлена на предотвращение возникновения неорганизованных параллельных рынков.
Концептуальные подходы к построению торговой инфраструктуры существенно изменились в связи с одобрением в 1995 г. Верховной Радой Украины «Концепции функционирования и развития фондового рынка Украины». Этой концепцией были предусмотрены возможность создания в Украине нескольких фондовых бирж, а также развитие внебиржевого рынка ценных бумаг в виде торгово-информационных систем (ТИС).
Третий этап развития торговой инфраструктуры фондового рынка в Украине связан с принятием в 2006 г. Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», в соответствии с которым с мая 2009 г. в Украине прекратили свою деятельность ТИС и единственными организаторами торговли стали фондовые биржи.
Трансформация украинского законодательства по фондовому рынку не создала условий для превращения фондовых бирж в полноценные регулируемые рынки финансовых инструментов. Несмотря на функционирование в Украине 10 фондовых бирж, доля организованного рынка в последние годы не превышает 5% рынка.
Это связано, прежде всего, с тем, что на рынке инструментов собственности основные интересы сконцентрированы в сфере «рынка корпоративного контроля», то есть операций по приобретению акций для продажи их контрольных пакетов. Таким операциям больше отвечает «частный», а не «публичный» характер соглашений и неорганизованный рынок. Это обусловливает и основной вектор его развития – процессы по становлению корпоративного контроля, слиянию и поглощению акционерных обществ. «Внебиржевые» цены могут превышать номинальную стоимость ценных бумаг в сотни раз и часто используются для вывода активов предприятия или отмывания средств.
Кроме того, низкий процент организованного рынка связан с большой долей внебиржевых соглашений с такими инструментами, как ОВГЗ, корпоративные облигации, векселя, внелистинговые акции. Аналитики инвестиционных компаний, даже имея мощную аналитическую службу, часто не могут получить информацию из разных отраслей промышленности.
Еще по теме:
Нормативно-правовая база ипотечного кредитования жилой недвижимости в России
Источник: Справочно-правовая система «Консультант плюс» Правовую основу ипотечного жилищного кредитования составляют федеральные (общероссийские) и местные нормативные правовые акты. Федеральную правовую базу ипотечного жилищного кредитования в настоящее время образуют: Ø Гражданский кодекс ...
Порядок предоставления ссуд
Предоставление (размещение) банком денежных средств осуществляется в следующем порядке: - юридическим лицам – только в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на расчетный, текущий или корреспондентский счет, в том числе при предоставлении средств на оплату платежных документов и на в ...
Экономическая сущность и содержание социального страхования
Понятие "социальная защита" впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г.[9, с.42] В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Данный термин органически ...