Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что российский рынок потребительского кредитования за время своего существования серьезно приблизился к общемировым стандартам. Но вот вопрос: что мешает кредитодателям, если они заинтересованы в расширении своих выгод, уже сегодня сделать свои услуги доступнее? На него в отечественных банках отвечают однозначно: риски. Ограничение сроков возврата кредита, жесткие условия по его залоговому обеспечению, более высокие, чем в России, процентные ставки, высокий ценз доходов клиента – во всем этом читается стремление банков максимально обезопасить себя от потерь при невозврате заимствованных денег. В свою очередь это оборачивается юридическими ловушками для клиентов.
Анализ практики кредитования индивидуальных клиентов в Казахстане позволил сделать ряд выводов. Прежде всего, современная практика кредитования населения разными коммерческими банками имеет ряд общих особенностей, свойственных начальному этапу развития потребительского кредитования в Казахстане. Как следствие относительно новая практика кредитования физических лиц изобилует проблемами. К числу последних можно отнести:
· недостатки процесса кредитования;
· использование наличных денежных средств при выдаче и погашении ссуды;
· отсутствие экономически обоснованной процентной политики;
· проблемы законодательного характера;
· относительно узкий спектр видов потребительских ссуд.
Анализ рынка, проведенный с точки зрения уровня доходов населения, покупательной способности, обеспеченности банковскими учреждениями в региональном аспекте показал, что вопрос развития кредитования населения стоит в Казахстане весьма остро. При этом банки несут бремя различных рисков: риска резкого обесценения ценных бумаг, принятых в обеспечение ссуды, гибели имущества клиента в результате стихийного бедствия и т.д., мошенничества со стороны заемщика, выбытия последнего с постоянного места жительства в неизвестном направлении, его смерти и перевода задолженности на родственников умершего и т.п. Тем не менее, важной характеристикой современного состояния рынка кредитов является возможность обеспечить большую возвратность по потребительским ссудам, нежели ссудам, предоставленным предприятиям и организациям.
Исследование показало, что современная казахстанская практика кредитования физических лиц на потребительские цели требует своего совершенствования как с точки зрения расширения объектов кредитования, так и дифференциации условий предоставления ссуд.
потребительский кредит заемщик риск
Еще по теме:
Понятие доверительных операций
Трастовые операции — это доверительные операции, которые банки в виде различных услуг оказывают своим клиентам — юридическим и физическим лицам. Такие операции осуществляются на основе договора об учреждении траста. Трастовые услуги включают управление недвижимостью и другим имуществом, формировани ...
Страхование заемщика
Кредитный эксперт, если приказом по банку регламентируется необходимость страхования заемщика, осуществляет оформление договора страхования. В случае если в решении службы экономической защиты (Кредитного комитета) не отражено условие о целесообразности страхования Заемщика, поручителей и имущества ...
Гражданско-правовая и уголовно-правовая защита банковской деятельности в
Российской Федерации
Одна из форм защиты имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности - судебный нормоконтроль. Суть его состоит в определении соответствия нормативного акта меньшей юридической силы нормативному акту большей юридической силы (например, постановление Правительства или ведомственная инст ...