Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, а также новые независимые государства, входившие ранее в состав СССР, переживают период глобальных преобразовании во всех сферах жизни, включая здравоохранение. При прежней системе медицинская помощь была всеобщей и бесплатной, но существовало немало проблем. Сегодня эти проблемы резко обострились в связи с нехваткой средств, вызванной экономическим кризисом. Почти все показатели здоровья населения в этих странах существенно ниже, чем в развитых государствах
Новые правительства стран, о которых идет речь, одобрили идеи свободной рыночной экономики. Поэтому начавшиеся реформы здравоохранения заключаются в приватизации, децентрализации, страховании и сокращении государственного финансирования. Основной принцип – это создание новой системы, основанной на медицинском страховании и финансировании медико-санитарных учреждений из различных источников. Передача собственности осуществляется путём аукциона, открытого конкурса или создания акционерного общества. Однако, те медицинские учреждения, которые имеют особое значение для общественного здравоохранения, приватизации не подлежат.
В системе медико-санитарной помощи в Венгрии в прошлом делался акцент на стационарную и специализированную помощь, высока была степень госпитализации. Один из первых шагов к реформе здравоохранения в этой стране – это введение национальных средств общественного здравоохранения и медицинской инспекции. Нынешняя система имеет структуру общественного здравоохранения трёх ступеней: городские и областные учреждения и национальные центры. Также было принято законодательство, предусматривающее свободный выбор врача – это первый шаг к семейной медицине и экономической конкуренции. Отрицательные стороны: это слишком усложнённая система из-за двойного руководства (фонд медицинского страхования и местные органы управления здравоохранением); есть опасность заключения контракта с врачами, не имеющего достаточного опыта; нет обеспечения качества медицинской помощи и её преемственности.
В Польше с 1992 г. вступил в силу закон об утверждении медико-санитарной помощи, который предусматривает меры по устранению недостатков старой системы и стимулирует улучшение медицинской помощи. Новый закон позволяет частному сектору вступать в конкуренцию за государственные средства. Однако нет определённости в том, как следует финансировать медицинскую помощь и управлять реформированной системой здравоохранения.
Реформы здравоохранения, проводимые в странах Центральной и Восточной Европы, пока не дали большого эффекта, но уже накоплен некоторый положительный опыт.
Еще по теме:
Зарубежный опыт ипотечного кредитования
Обычно операции на ипотечном рынке осуществляются в два этапа На первом этапе, называемом первичным рынком, происходит предоставление кредитов под залог недвижимости. Поскольку банки предоставляют кредиты на длительный срок и под относительно невысокий процент. У них снижается объем доступных денеж ...
Организация и типы вторичного рынка ценных бумаг
Для налаживания процесса обращения ценных бумаг вторичный рынок должен обладать развитой сетью специализированных профессиональных институтов, которые обеспечивают для участников рынка необходимые условия. Участниками вторичного рынка ценных бумаг помимо эмитентов и инвесторов являются профессионал ...
Роль и значение анализа финансового состояния банка
В современном коммерческом банке финансовый анализ и анализ финансового состояния, как его составляющая, представляет собой не просто элемент финансового управления, а его основу, поскольку финансовая деятельность, как известно, является преобладающей в банке. С помощью анализа, как функции управле ...