На этом этапе важным шагом будет являться создание оператора вторичного рынка земельно-ипотечных кредитов – земельно-ипотечного агентства. Этот шаг позволит заложить организационные основы функционирования системы по двухуровневой организационно-финансовой схеме, создать надежный механизм рефинансирования и условия для развития единого рынка земельно-ипотечных кредитов, снизить кредитные риски, и в конечном итоге повысить доступность и уменьшить стоимость кредитов.
По мере формирования и развития земельно-ипотечного рынка в этот процесс будет включаться широкий круг банков. Взаимодействие банков с земельно-ипотечными агентствами должно осуществляться на общих принципах и условиях, сформулированных в виде стандартов, добровольно признаваемых всеми банками, являющимися участниками системы. Поэтому представляется целесообразным и необходимым консолидировать усилия банков в формировании внешней инфраструктуры системы и, в первую очередь, ее центрального звена – земельно-ипотечного агентства. Необходимо также объединить усилия банковского сообщества и в области совершенствования действующего законодательства, регулирующего деятельность, связанную с земельно-ипотечным кредитованием.
На третьем этапе процесс создания целостной системы земельно-ипотечного кредитования предпринимательских структур в аграрном секторе экономики сопровождается завершением формирования ее инфраструктуры за счет передачи практически всех основных функций, включая функции эмиссии, самостоятельным участникам системы – специализированным небанковским кредитным организациям (земельно-ипотечным агентствам).
В конечном виде система будет представлять собой совокупность значительного числа российских банков – участников системы, в которой ОАО «Россельхозбанк» будет осуществлять функции методологического организационного центра в области земельно-ипотечного кредитования в сельском хозяйстве, совершенствования методик, обобщения опыта, мониторинга и т. д.
В целом процесс создания системы может занять 6 – 8 лет (первый этап – 2 года, второй и третий этапы – 2 – 3 года каждый). Ожидаемый результат реализации всех трех этапов: объемы выданных кредитов – более 400 млрд. руб., площадь земель сельскохозяйственного назначения в залоге – около 25 млн. га [29, с. 223].
Создание указанной системы будет способствовать:
- привлечению в агропромышленное производство внебюджетных финансовых ресурсов;
- повышению инвестиционной привлекательности сельского хозяйства и уровня финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- расширению возможностей доступа сельхозпроизводителей к дешевым долгосрочным кредитам для целей развития сельскохозяйственного производства и улучшения социально-экономических условий;
- эффективному развитию агропромышленного комплекса; активизации процесса вовлечения в реальный экономический оборот земель сельскохозяйственного назначения и формирования их реальной стоимости;
- укреплению и развитию национальной кредитно-финансовой системы.
Сформированная в соответствии с предложенным методологическим подходом система земельно-ипотечного кредитования будет самодостаточной системой, не требующей значительного государственного финансирования.
Еще по теме:
Методы расчета банковских рисков
Методы расчета риска позволяют определить его величину, от выбора метода расчета риска зависит правильность оценки прогнозируемых потерь. Сложились три основных метода оценки рисков: статистический, экспертных оценок и аналитический (частный и комплексный). Метод экспертных оценок строится на базе ...
Деятельность дополнительного офиса Мурманскогофилиала ОАО «Россельхозбанк»
Дополнительный офис 33\02 Мурманского филиала ОАО «Россельхозбанк» был открыт в 2002 году. Адрес: г. Кола, пр. Советский ,13. Дополнительный офис 33/02 (далее Дополнительный офис, ДО) является самостоятельным структурным подразделением Мурманского филиала ОАО «Россельхозбанк», осуществляет свою дея ...
История возникновения фонда обязательного медицинского страхования в РФ
В России становление системы помощи населению при болезни связывается, в первую очередь, с развитием в конце XIX в. земской медицины, дотируемой за счет казны, ассигнований губернских и уездных властей. Медицинское страхование не получило в дореволюционной России широкого распространения в силу ее ...