История развития института доверительных операций

Финансы сегодня » Особенности проведения трастовых операций в коммерческих банках » История развития института доверительных операций

Страница 1

Известно, что институт доверительной собственности зародился в период раннего средневековья (XII-XIII вв.) в Англии. Причины возникновения доверительной собственности сводятся к одной мысли - в определенных исторических условиях для отношений собственности стала выгодной такая конструкция, когда имущество передавалось собственником кому-либо для того, чтобы им управляли в интересах определенного третьего лица.

Особое влияние на возникновение доверительной собственности оказало разделение английского права на общее и право справедливости. Исторически сложилась ситуация, при которой монарх сохранял за собой право смягчать наиболее жесткие решения общего суда, ссылаясь лишь на принципы права. Это осуществлялось, в частности, через лорда-канцлера. С начала IV века в английском праве начала образовываться "параллельная система материального права, которая в некоторых случаях разрушала решения судов общего права ." Если суд "общего права" признавал собственником определенное лицо, что нарушало права других лиц или противоречило сложившимся требованиям, суд "справедливости" мог признать это лицо доверительным собственником в пользу третьего лица[1]".

Первый закон, посвященный доверительной собственности, был принят в 1893 году. С 1925 года по настоящий период в английском праве действует Закон о собственности, отдельная часть которого посвящена трасту.

С развитием рыночной экономики в правовой системе России появляются отдельные нормы данного института гражданского права. Даже в ГК РСФСР 1964 г. содержались отдельные нормы об отношениях, сходных с отношениями доверительного управления. Так, в соответствии со ст. 19 ГК РСФСР для охраны имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим, мог быть назначен специальный опекун. Последний совершал в интересах безвестно отсутствующего все необходимые действия по поддержанию этого имущества, в том числе по выдаче содержания гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан, был содержать. И статьи 544 и 545 ГК РСФСР 1964 г. предусматривали наличие "исполнителя завещания". Сходная система устанавливалась и в отношении имущества лиц, находящихся под опекой. Закон даже использовал в этом случае термин "управление имуществом" (ст.127 Кодекса о браке и семье РСФСР 1964 г.).

Также необходимо отметить норму, содержащуюся в статье 33 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающую право этого банка "назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для финансового оздоровления". В развитие этой нормы ЦБ 31 августа 1994 г. утвердил Временное положение о временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями. Руководитель временной администрации выполняет все функции, предусмотренные законодательством о банках и банковской деятельности. И хотя закон говорит об управлении организацией, а не управлении имуществом, в данном случае различия в правовом режиме не очень четкие. Указанное право в принципе сохранено в пункте 5 статьи 75 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции от 12 апреля 1995 г.

По существу устанавливались функции, предусмотренные ныне законодательством о доверительном управлении.

Следующим шагом в этом направлении можно назвать распространение этих отношений на все виды государственных организаций, что было сделано Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур". Он предусматривал в этом случае "независимое управление и ведение", назначение "независимого управляющего", чьи функции подобны функциям нынешнего доверительного управляющего. В дальнейшем эти отношения в расширенном и усовершенствованном виде были регламентированы специальными законами - это закон РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве)" и аналогичный закон, принятый в январе 1998 г. Они относятся уже не только к государственным предприятиям. В соответствии с этим законом при возникновении вопроса о банкротстве может появиться необходимость в создании внешнего управления имуществом должника. При этом назначается арбитражный управляющий. В случае ликвидации организации-банкрота назначается конкурсный управляющий. Функции обоих этих лиц в какой-то степени подобны функциям доверительного управляющего. Они уполномочены управлять имуществом ликвидируемой организации помимо ее регулярных органов.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Система страхования депозитов
Для любой банковской системы важны стабильность и доверие со стороны потенциальных вкладчиков. Стабильность обеспечивается благодаря наличию целого ряда факторов, одним из которых мировая практика признала систему страхования (гарантирования возврата) вкладов. Наличие созданной в стране системы стр ...

Проведение платежей и оплата кредитов через информационно-платежные терминалы самообслуживания
Владельцы банковских карт Северного банка Сбербанка России имеют возможность значительно сократить время посещения банка, воспользовавшись информационно-платежным терминалом самообслуживания для проведения платежей и оплаты кредитов: Информационно-платежный терминал самообслуживания – это устройств ...

Политика обязательных резервов
До 1980 года требовалось, чтобы на счетах в Федеральных резервных банках держали свои резервы только банки-члены ФРС; остальные банки должны были удовлетворять резервным требованиям, предъявляемым штатами, которые, как правило, позволяли держать значительную часть резервов в виде приносящих доходы ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.idealbanks.ru