• мобилизуют средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение;
• могут выступать в качестве залога по кредиту, предоставленному Центральным банком РФ Правительству, по ссудам, взятым коммерческими банками у Центрального банка РФ, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках.
Нормально функционирующий фондовый рынок состоит из двух основных рынков: рынка корпоративных ценных бумаг, представленного в основном акциями предприятий и банков, и рынка государственных ценных бумаг. Эти рынки должны быть уравновешены.
В России сложилась уникальная ситуация. Соотношение емкостей рынков государственных и корпоративных ценных бумаг составляет 10:1, тогда как в большинстве стран оно примерно равно 1:2, а в странах с высоким уровнем развития рыночных отношений корпоративные ценные бумаги занимают ведущие позиции на фондовых биржах. Так, в США на их долю приходится 2/3 биржевого оборота [12 С.7].
В настоящее время рынок корпоративных ценных бумаг характеризуется неустойчивостью, резкими конъюнктурными перепадами, низкой ликвидностью. Для российского корпоративного рынка ценных бумаг в целях преодоления кризисного состояния наибольшее предпочтение имеет использование предприятиями облигационных займов. Оно дает эмитентам возможность привлечения инвестиций для финансирования оборотных средств и на этой базе последующего расширения основного капитала в ряде случаев на более льготных условиях по сравнению как с получением банковских кредитов, так и с выпуском акций.
В России принимаются меры для развития и рационализации рынка ценных бумаг. В частности, в апреле 1996 г. принят Закон РФ "О рынке ценных бумаг"; в марте 1999 г. - Закон РФ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
Возникновение рынка субфедеральных ценных бумаг было связано с тем, что администрация субъектов Федерации, лишившись поддержки из федерального центра, стала оформлять свои долги в виде облигаций нецелевого назначения, т.е. предусмотренных для покрытия дефицита регионального бюджета, а также для финансирования программ жилищного строительства, развития телефонной сети и др. Контроль за выпуском субфедеральных и муниципальных облигаций осуществляли Минфин РФ, местные законодательные и исполнительные власти.
В России в 90-е гг. многие муниципалитеты также стали выпускать свои облигации. Они характеризовались заметным разнообразием. Как и в других странах, они подразделялись на две основные категории: общего покрытия и доходные (целевые) облигации. Первые обеспечивались всем бюджетом (или его отдельными статьями) и имуществом эмитента. Они не носили целевого инвестиционного характера, а предназначались для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих расходов. Такие бумаги были аналогичны ГКО и размещались подобным же образом. Они пользовались определенным успехом на Фондовом рынке, хотя и таили в себе потенциальную угрозу возникновения финансовых пирамид.
Доходность муниципальных облигаций была ниже банковских ставок, но она компенсировалась их более высокой надежностью по сравнению с частными ценными бумагами и налоговыми льготами (в ряде случаев эти облигации участвовали в розыгрыше призов вещевых лотерей) [12 С.69].
В настоящее время муниципальные займы являются крайне незначительными по объему, что объясняется следующими причинами:
- неустойчивость налоговой и иной доходной базы как источника покрытия обязательств по облигационным займам, финансовое нездоровье регионов;
- покрытие значительной части местных расходов дотациями из вышестоящих бюджетов;
- высокая инфляция, «съедающая» ресурсы, собранные через облигационный займ;
- нежелание местных властей брать на себя долговые вместо безвозвратных, платные вместо бесплатных обязательства [8 С.191].
Итак, на сегодняшний день российский рынок ценных бумаг характеризуется:
- небольшими объемами и неликвидностью;
-неразвитостью материальной базы, технологий торговли, инфраструктуры, пониженной регулятивной ролью государства на этом рынке; необходимостью крупных инвестиций для создания материальной базы;
- высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;
Еще по теме:
Участники биржевых торгов
1.1. Сделки на Бирже совершаются в порядке, установленном настоящими Правилами и Регламентами проведения торгов. 1.2. Сделки на Бирже вправе совершать члены Биржи, постоянные и разовые посетители, допущенные к их совершению в установленном настоящими Правилами порядке (далее – участники торгов). По ...
Состояние и динамика привлечения депозитов в ПАО "Альфа-Банк"
Альфа-Банк предлагает вам открытие депозитов и текущих счетов. Открытие депозита в Альфа-Банке – это надежный способ сохранения и приумножения ваших денег. Преимущества депозитов Альфа-Банка: 1. высокие процентные ставки 2. гарантия возвращения вкладов 3. постоянно действующие бонусные программы 4. ...
Выбор организационно-финансовой структуры по привлечению кредитных ресурсов
в систему земельно-ипотечного кредитования предпринимательства
В первой главе были рассмотрены две организационно-финансовые схемы, по которым развивается ипотека в мировой практике: одноуровневая (европейская) и двухуровневая (американская). При современном состоянии банковской системы, нормативно-правовой базы, экономики аграрного сектора и ряда других обсто ...