Компетенция общего собрания определяется в уставе каждой биржи. Как правило, к исключительной компетенции общего собрания относится:
• осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;
• определение целей и задач биржи, стратегии ее развития;
• принятие внутрибиржевых нормативных документов и их изменение;
• прием новых членов биржи;
• формирование выборных органов биржи;
• рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса, распределение прибыли.
Решение о прекращении деятельности биржи принимает общее собрание биржи.
Оперативное управление биржей осуществляет биржевой совет (если биржа зарегистрирована в форме АО) либо биржевой комитет (ТОО). Это орган текущего управления биржей, уполномоченный решать все вопросы, кроме тех, которые входят в компетенцию исключительно общего собрания. Как правило, биржевой совет выполняет следующие функции:
• заслушивает отчеты и дает оценку деятельности правления;
• вносит изменения в правила торговли на бирже;
• готовит решения о приеме или исключении членов биржи;
• готовит проведение общего собрания;
• устанавливает размеры взносов, биржевых и комиссионных сборов;
• руководит биржевыми торгами.
В отличие от зарубежных бирж в состав биржевого совета в России входят только члены биржи. Там не присутствуют ни штатные сотрудники самой биржи, ни так называемая «публика» — представители продавцов и покупателей биржевого товара.
Из состава совета формируется правление. Этот орган осуществляет оперативное руководство биржей и представляет ее интересы в организациях и учреждениях.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет ревизионная комиссия, избираемая членами биржи одновременно с биржевым советом.
На биржах существуют и функциональные подразделения. Например, на Российской бирже они включали такие отделы, как отдел регистрации, информационно-вычислительный центр, отдел биржевой информации, маклерский отдел, фьючерсный отдел, аналитический отдел.
Появление Закона «О товарных биржах и биржевой торговле» привело к существенным изменениям в деятельности товарных бирж. Проведенную после принятия этого закона перерегистрацию смогли пройти далеко не все из существовавших на тот момент учреждений. Так, к середине 1992 г. перерегистрацию прошли только около 270 бирж. Оставшиеся биржи реорганизовали свою деятельность, многие изменили ассортимент своих товаров, отказавшись от небиржевых товарных групп. Именно в этот период началась стандартизация контрактов и первые попытки введения фьючерсов. Правовой базой фьючерсной торговли стало принятое в 1993 г. «Временное положение о клиринговом учреждении».
Еще по теме:
Взаимосвязь
кредитного и других банковских рисков
Кредитный и другие типы банковских рисков взаимосвязаны. Очевидно, что кредитный риск ведет к возникновению всей цепочки банковских рисков, а также может привести к риску ликвидности и неплатежеспособности банка. Поэтому от организации кредитного процесса зависит “здоровье” банка. В процессе осущес ...
Анализ объема, структуры и динамики развития рынка пластиковых карт
Самарской области
В Самарской области рынок банковских платежных карт функционирует более 10 лет. Со времени появления первых банковских продуктов с использованием платежных карт состав участников рынка постоянно изменялся под влиянием объективных экономических условий и в прямой зависимости от финансового положения ...
Законодательные основы организации деятельности вторичного
рынка
Порядок выполнения операций с ценными бумагами на вторичном рынке регламентируется Инструкцией Министерства финансов РФ «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами» от 6 июля 1992 г.; Указом Президента РФ «Основные положения депозитарного договора» от 7 октября 1992 г. , Федераль ...