Помимо древнейшей формы страхования – временных соглашений участников торговых караванов об оказании взаимопомощи при причинении вреда и постоянных профессионально-корпоративных организаций уставного типа (римских коллегий и гильдийско-цеховых корпораций), в докапиталистических обществах существовали еще некоторые виды «явлений страхового характера», а именно общинная (родовая) взаимопомощь и разнообразные государственные страховые мероприятия, связанные с особенностями развития отдельных стран и регионов.
Так, на Руси развивался некоммерческий тип страхования, истоки которого уходят в Средневековье. В Киевской Руси в знаменитом Законнике (XI в.) зафиксированы правовые основы страхового дела. Защита личности в «Русской правде» гарантировалась статьей, по которой, если на территории общины происходило убийство, а убийца не был пойман, община была обязана оплатить виру (штраф). Община же помогала выплатить виру, если убийство было неумышленным (в ссоре, на пиру и другое). Вира собиралась с каждого общинника, но тот, кто не желал участвовать в собирании виры, должен был платить за себя сам. Последнее, в силу ограничений величины платы за убийство, для отдельного общинника было невозможно. Отсюда следует, что принцип страхования заключается по «Русской правде» в том, что, во-первых, происходит раскладка виры на каждого члена в общине, во-вторых, выплата этого штрафа продлевается на несколько лет.
После свержения татаро-монгольского ига и образования Московского государства (XIV в.) некоммерческий тип страхования осуществляется в государственной форме. Начальным этапом было формирование особого денежного фонда в царской казне. Целью этого фонда был выкуп бояр, стрельцов, казаков, посадских людей и крепостных из татарского плена.
В «Стоглаве», принятом в 1551 г., в гл. 72 зафиксирована раскладка взносов в казну на принципе расчета «на сохи», которая носила уравнительный характер. В 1649 г. согласно Соборному Уложению взносы стали собираться дифференцированно[5]. Царь Алексей Михайлович Романов в этом документе определил суммы выкупа ордынских пленников в соответствии с их социальным положением: 15 руб. за крестьянина, 40 руб. за московского стрельца и т.д. За пленных бояр и членов их семей выкуп определяли в зависимости от обстоятельств их пленения, от величины поместий, индивидуально.
Так, медленно, с отставанием от передовых западноевропейских стран развивалось некоммерческое страхование в России. Завершилось оно в XVII в., то есть в период, когда в Европе закончился I этап коммерческого типа страхования[6].
Коммерческий характер приобретает капиталистический тип страхования. Именно направленность на извлечение прибыли является специфическим, определяющим признаком буржуазного страхования. Страховое обеспечение из дела «братской» взаимопомощи превращается в товар, широко отпускаемый на сторону. Страхование переходит из «товарищеской» в «товарную» форму, превращается в обыкновенное коммерческое предприятие, выходит из рамок докапиталистического коллектива и начинает работать на рынок[7].
Периодизация буржуазного страхования и страхового права основана на периодизации этапов развития капиталистического способа производства. Первый этап (XIV – XVII вв.) соответствует периоду первоначально накопления капитала, второй (XVII – XIX вв.) – периоду свободного предпринимательства и третий (XX в.) – периоду монополистического капитализма, то есть империализма. Применительно к страхованию указанные периоды отличаются в основном по двум признакам: по организационным формам страхования и по развитию операций, видов страхования[8].
На первом этапе буржуазное страхование осуществлялось единоличными страховщиками, неассоциированными капиталистами. Затем в условиях капиталистической экономики возникают и становятся со временем господствующими различные ассоциации. Этот процесс захватывает и страхование. На втором этапе появляются и развиваются страховые общества: акционерные и взаимные.
Что касается дореволюционной России, то здесь страховое дело осуществляли многочисленные предприятия и общества. Ведущую роль играли предприятия коммерческого типа – акционерные общества. Такая форма организации страховой деятельности давала капиталистам возможность бесконтрольно распоряжаться средствами, несопоставимо превышающими их состояние. В 1913 году во всех страховых учреждениях и обществах России было застраховано имущества на сумму 21 млрд. руб., из которых 63 % приходились на долю акционерных страховых обществ, 15 % - земств, 8%- городских взаимных страховых обществ[9].
Второе место после акционерных обществ занимали земства (органы местного самоуправления в ряде центральных губерний дореволюционной России). В 1864 году было утверждено Положение о земском страховании. Земское страхование подразделялось на: обязательное (окладное), дополнительное и добровольное.
Количественным ростом характеризуются прежние страховые общества в России. Так, в 1913 г. в Российский союз входило 129 обществ взаимного страхования от огня с охватом 25 городов. К 1914 г. страхованием от огня в России занималось около 300 страховых организаций, из них 13 акционерных. В 1913 г. в России действовало 10 транспортных акционерных обществ. К 1914 г. страхование от разбитых стекол проводили 5 обществ (2 – акционерные, 3 – взаимные).
Еще по теме:
Способы управления процентным риском
Одним из способов управления процентным риском являются разработка и осуществление мер, при помощи которых могут быть нейтрализованы или компенсированы вероятные потери. Эти меры могут иметь административную и рыночную формы. Административная форма предполагает создание резервов на случай потерь от ...
Государственное регулирование и саморегулирующие организации фондового
рынка
Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия [1, с. 16]. К основным целям регулирования рынка ценных бумаг относятся: • создание необходимых условий ...
Паспорт сделки как инструмент валютного контроля
Одним из способов воздействия государства на предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов служит валютное регулирование внешнеэкономической деятельности. Задача государства не допустить оттока капитала за рубеж и обеспечить репатриацию валютной выручки и валюты РФ. С этой целью государс ...