Национальный Банк Украины определяет кредитоспособность как наличие у заемщика предпосылок для получения кредита и его способность вернуть кредит и проценты по нему в полном объеме и в обусловленные договором сроки. Вместе с тем значительно распространена более узкая трактовка кредитоспособности как желание и способность предприятия своевременно погашать задолженность по привлеченному финансированию. Однако, несмотря на разные трактовки термина "кредитоспособность", обе трактовки признают, что оценка способности клиента своевременно погашать задолженность по полученному финансированию является ключевым элементом кредитоспособности.
Анализ кредитоспособности является неотъемлемой частью процесса принятия решения о финансировании, в том числе при принятии решения о лизинге. Ведь лизинговая компания в своей деятельности принимает на себя кредитный риск лизингополучателя, и без проведения оценки кредитоспособности любые изменения в экономике или в деятельности отдельных лизингополучателей могут привести к непредвиденным последствиям.
Проведение анализа кредитоспособности позволяет определить степень риска, который принимает на себя лизинговая компания. В зависимости от степени риска лизинговые компании могут осуществлять структуризацию соглашений, которая позволит снизить уровень кредитного риска (например, пригласить дополнительное обеспечение в форме имущества или поручительства платежеспособной компании, которая связана из лизингополучателем; разработать график платежей, который отвечает особенности деятельности лизингополучателя и т. д.). При очень высоких уровнях кредитного риска лизинговая компания может заблаговременно отказаться от проведения такого соглашения.
Среди украинских финансовых организаций наиболее развитые методики оценки кредитоспособности имеют банки. В целом можно выделить 3 базовых подхода оценки кредитоспособности заемщиков ООО "Райффайзен Лизинг Аваль":
- анализ кредитоспособности при финансировании текущей деятельности и краткосрочном финансировании;
- анализ кредитоспособности при финансировании долгосрочных и инвестиционных проектов;
- анализ кредитоспособности при микрофинансировании.
Каждый из указанных подходов имеет свои особенности, но общие элементы оценки кредитоспособности одинаковы для всех подходов, которые можно разделить на три группы (Рисунок 2.1): анализ нефинансовой информации, анализ целей финансирования, анализ финансовой информации.
Анализ кредитоспособности не должен ограничиваться лишь анализом финансовой отчетности, так как, во-первых, необходимо владеть информацией о причинах того или иного финансового состояния (отчетность является лишь отображением деятельности компании, состояния активов и задолженности). Во-вторых, одни и те же статьи баланса могут включать в себя разные по реальной ликвидности активы. В-третьих, достаточно часто присутствует налоговое планирование, которое накладывает отпечаток на отчетность предприятия. Именно поэтому анализ нефинансовой информации является важной составляющей частью анализа платежеспособности клиента.
Рисунок 2.1 Общая структура оценки платежеспособности предприятия
Характеристика владельцев и менеджмента предусматривает определение реальных владельцев бизнеса, степени их влияния на текущую деятельность, оценку уровня менеджмента компании и выявления взаимосвязанных лиц.
Если предприятие является частью группы, важно описать структуру группы, обнаружить функции каждого предприятия в группе, обнаружить предприятия, на которых сосредоточиваются основные денежные потоки и/или прибыли. Ведь в случае выявления значительного риска оттока средств на другие предприятия группы, целесообразно получить поруку от наиболее платежеспособных участников группы. При характеристике видов деятельности также важно дать оценку организации деятельности предприятия, которое включает в себя следующие основные элементы:
Еще по теме:
Услуга «Мобильный банк»
Сбербанк России предлагает держателям пластиковых карт, выпущенных банком, услугу, которая называется «Мобильный банк». Сбербанк оказывает эту услугу совместно с ведущими операторами мобильной связи. «Мобильный банк» - это SMS-сервис, который позволяет получать на мобильный телефон информацию об оп ...
Пути повышения эффективности деятельности ОАО «Промышленно-строительный банк»
Основой задачей ОАО «Промышленно-строительный банк» в ближайшее время будет переход от стратегии экстенсивного роста к стратегии интенсивного развития. Приоритет будет отдан повышению эффективности использования имеющихся ресурсов, активизации накопленных «резервов роста». В условиях постепенного с ...
Природно-климатические условия и географическое местонахождение
Любая экономическая работа должна начинаться с определения ее объекта. В качестве объекта изучения в данной работе было выбрано одно из сельскохозяйственных предприятий Мокшанского района, Пензенской области ОАО «Сервис». Располагается по адресу: Пензенская обл., Мокшанский район, р. п. Мокшан, ул. ...